Забыли пароль?

Отбирание детей при непосредственной угрозе их жизни и здоровью

Отбирание детей при непосредственной угрозе их жизни и здоровьюСтатья опубликована в №26 (октябрь) 2015 Разделы: Размещена 07.10.2015. Последняя правка: 11.10.2015. Научный руководитель: Карпеев Олег Владимирович, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры гражданского права и процесса Ульяновского Государственного университета. В жизни каждого человека семья занимает важное место. Но, к сожалению, в последние годы заметно снижение авторитета семьи с ее традициями и устоями.  Достаточно часто в обществе поднимаются вопросы безразличия родителей по отношению к собственным детям. Все больше в судопроизводство поступает дел с требованием о лишении, либо ограничении родительских прав. Данной ситуацией нельзя не озадачиться.  В первую очередь, во всех конфликтных ситуациях, происходящих в семьях, необходимо ограждать детей от агрессии и безразличия родителей, а также прилагать все усилия для соблюдения их прав, свобод и законных интересов.

В современное время стал чаще употребляться термин «отобрание» детей у родителей, что свидетельствует об ухудшении положения детей в некоторых семьях. Наше государство, в основном документе – Конституции РФ закрепило положение, согласно которому материнство и детство, семья находится под защитой государства.  Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей [1]. Это подчеркивает важность отношений родителей и детей, связанных с их воспитанием. Данная тема является достаточно популярной среди ученых. На данную тему писали: Нечаева А. М., Пчелинцева Л. М., Червяков К. К., Кузнецов А. Н., Левушкин А. Н. и др. Целью данного исследования является раскрыть процесс отобрание детей при непосредственной угрозе их жизни и здоровью, рассмотреть критерии, приводящие к этому. Декларация прав ребенка провозглашает основные права ребенка, среди которых право на здоровые рост и развитие, а также положение согласно которому ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации [2]. К великому сожалению, не все семьи являются благополучными, и не все родители достойно выполняют свои права и обязанности по воспитанию своих детей. Государство не может не реагировать на ситуации, ставящие детей в тяжелое жизненное положение, ущемляющие их свободы и права. Семейный кодекс предусматривает правовые механизмы защиты таких детей, среди которых есть лишение родительских прав, их ограничение и отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью.

Поскольку первые две процедуры достаточно длительные по времени, возникает необходимость мобильной защиты детей, и в этих случаях применяется их отбирание у родителей. Проанализировав положения семейного кодекса можно сформулировать понятие отбирание ребенка как меру государственной защиты детей, находящихся в состоянии реальной угрозы их жизни и здоровью, предполагающая собой временное изъятие ребенка органами опеки и попечительства у родителей, а также у одного из родителей, до принятия судом решения о лишении родительских прав либо об их ограничении. Основанием применения такой меры является наличие реальной угрозы, которая не вызывает сомнения в возможности наступления для ребенка отрицательных последствий как для жизни, так и для здоровья ребенка. Это может быть выражено по-разному: физическое или психологическое воздействие на ребенка, характеризующееся оставлением ребенка без присмотра, питания, избиения, оскорбление, пренебрежительное, унижающее человеческое достоинство обращение с ребенком и др. При оценке реальной угрозы необходимо учитывать возраст ребенка. В соответствии с семейным кодексом, отбирание детей могут осуществлять только органы опеки и попечительства. Они вправе и обязаны отбирать детей, при непосредственной угрозе их жизни и здоровью у родителей, а также у других лиц, у которых на попечении находится ребенок. Что касается детей, находящихся на попечении детского воспитательного, медицинского учреждения, учреждения социальной защиты населения, существующая для них опасность может быть устранена путем незамедлительного их перевода в другое соответствующее учреждение [3]. Стоит учитывать, что действия органов опеки и попечительства могут быть обжалованы в судебном порядке родителями, данная возможность является сдерживающим фактором, для произвола со стороны органов опеки и попечительства, и гарантией государственной защиты материнства, детства и отцовства. Правовым основанием отобрания ребенка у родителей, одного из них, а также лиц, на попечении которых находится ребенок, является решение об отобрании ребенка у родителей, принимаемое органом местного самоуправления.

Закон не предусматривает определенного названия акта муниципальных органов об отобрании ребенка у родителей. Название такого акта в разных субъектах Российской Федерации может быть разным, этот вывод основывается на положениях закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым виды муниципальных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, определяются уставом муниципального образования [4]. Сам процесс(порядок) отбирания детей у родителей обладает особенностями. К ним в первую очередь относится вынесение органом местного самоуправления акта об отобрании ребенка, принимаемого по результатам рассмотрения сообщения о наличии угрозы жизни и здоровью ребенка. На орган опеки и попечительства помимо самого процесса отбирания детей у родителей, возложены и иные обязанности среди которых: Незамедлительное уведомление прокурора о случившемся, который может возбудить уголовное дело в отношении родителей, одного из них, а также лиц, у которых на попечении находится ребенок, совершивших общественно опасное деяние; Орган опеки и попечительства должен временно устроить ребенка (как у родственников, так при их отсутствии в социальных реабилитационных центрах для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; Предъявление иска в суд, в течение семи дней, о лишении родительских прав, либо отмене усыновления   Последствия отбирания ребенка у родителей зависят от лица, которое своими действиями поставило ребенка в опасные для его жизни или здоровья положение. Следует иметь ввиду, что если угроза для жизни или здоровья исходит от опекуна (попечителя), то орган опеки и попечительства отстраняет его от выполнения своих обязанностей и отбирает ребенка без судебного разбирательства [5]. Когда источником опасности для ребенка являлись его приемные родители, при отбирании ребенка у них, органом опеки и попечительства расторгается с такими родителями договор о приемной семье. Законом об опеке и попечительстве также предусматривается возможность органов опеки и попечительства, в случаях немедленной необходимости назначить несовершеннолетнему опекуна или попечителя, принять акт о временном назначении опекуна или попечителя [6]. Данное право органа опеки и попечительства применимо и в отношении родителей и лиц, их замещающих, в том случае, когда нецелесообразно размещать несовершеннолетнего в организации для детей-сирот.

Процесс отбирания ребенка является весьма емким и достаточно трудным, поэтому прокуратура осуществляет надзор за действиями органов опеки и попечительства, которые обязаны уведомлять прокурора об отбирании ребенка. При несогласии прокурора с отобранием ребенка у родителей, либо лиц, их замещающих, он имеет право принести протест на нарушающий права человека и гражданина акт, либо обратиться в суд, в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Семейный кодекс, обеспечивая конституционные положения о защите семьи, материнства и детства, предусматривает процедуру отбирания детей, направленную на оперативное вмешательство сотрудников органов опеки и попечительства с целью оградить несовершеннолетнего ребенка от родителей, лиц их замещающих, ставивших его в положение, опасное для жизни и здоровья. Данная мера имеет ряд особенностей. Основанием для применения данной меры является непосредственная угроза жизни или здоровью ребенка, которая может выражаться по-разному – как физическом и психическом воздействии на несовершеннолетнего, так и оставлением его в опасности, без присмотра, одежды и питания.

Угроза должна быть устранена в самый короткий срок. Мера отбирания ребенка применима как к родителям, так и к другим лицам, на попечении которых находится ребенок. Данную процедуру проводит орган и попечительства, который должен уведомить об этом прокурора. Важным признаком данной меры является ее административный порядок, по которому решение об отбирании ребенка выносится органом местного самоуправления, а также возможность обжалования действий органов опеки и попечительства прокурором, а также лицами, чьи права, свободы или законные интересы были нарушены, в судебном порядке, предусмотренном законодательством РФ. Применение данной меры влечет определенные правовые последствия для лиц, у которых отбирается ребенок. Если ими выступают приемные родители, то орган опеки и попечительства расторгает с ними договор о приемной семье, если от опекуна и попечителя, то вышеуказанный орган отстраняет данных лиц от выполнения своих обязанностей. В зависимости от характера действий, явившихся основанием отбирания ребенка, прокурор может возбудить уголовное дело в отношении родителей, других лиц, на попечении которых находился ребенок.

Таким образом, законодателем создана достаточно оперативная мера, позволяющая оградить ребенка от условий, угрожающих его жизни и здоровью. 1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989). Сборник международных договоров СССР, XLVI, 1993. 2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) Российская газета.

2009. № 7., «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398. 3. Кузнецова, И. М. Комментарий к семейному кодексу Российской Федерации (постатейный). М.: Бек 1996.

С. 141. 4. Левушкин А. Н., Серебрякова А. А. Семейное право. – М.: ЮНИТИ - ДАНА: закон и право, 2014, С.285 5. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"// Российская газета. № 20. 08.10.2003., Российская газета. № 52. 13.03.2015. Рецензии: 8.10.2015, 18:39 Рецензия Комментарии пользователей:

Видео дня:


Комментарии (0) Просмотры: 77
Реклама
Реклама
Реклама