Забыли пароль?

Рефлексивные качества руководителя

Рефлексивные качества руководителяСтатья опубликована в №19 (марта) 2015 Разделы: Размещена 30.03.2015. Последняя правка: 29.03.2015. г. Самара, Поволжская государственная социально-гуманитарная академия Факультет психологии Шарапов В. В., доцент кафедры общей и социальной психологии, факультет психологии Поволжской государственной социально-гуманитарной академии УДК 159.944.3 В структуре личности рефлексия занимает очень важное место, о чем свидетельствует многофункциональность и широкий спектр ее признаков. Практически в каждой сфере социально-психологической деятельности протекают подобные процессы. В контексте социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. То есть человек не просто понимает своего собеседника,  но и знает, как другой понимает его. В этом случае рефлексия является одним из основных механизмов социальной перцепции. В качестве основополагающего для нашей статьи можно считать определение рефлексии, данное М. К. Тутушкиной: «Рефлексия - это механизм отражения личностных смыслов и принципов действий посредством установления связей между конкретной ситуацией и мировоззрением личности, лежащий в основе самоконтроля и саморегуляции личности в общении и в деятельности. Именно рефлексия выводит человека из сиюминутного временного пространства, заставляя его обратиться к прошлому с целью отражения в сознании уже происшедших событий со стороны, находясь «над ситуацией» [4, С. 18]. Т. е. в данном случае рефлексия выступает как механизм саморегуляции. Для человека рефлексия имеет большое значение в любом виде  деятельности.

Однако, особую роль она приобретает в управленческой работе. Сегодня к управленцу предъявляются требования по обладанию способностями высокого уровня интеллектуальной  и социальной рефлексии. Основная позиция рефлексии определяется занимаемой должностью, выполняемыми обязанностями, опытом работы, отношениями в коллективе, и другими факторами, среди которых, по мнению А. П. Исаева, так же можно выделить: - предвосхищение возможного результата и его последствий [2]. Рефлексивные качества руководителя, как и все профессиональные качества, формируются с течением времени при воздействии определенных факторов. Объединив особенности процесса становления личности в профессиональной деятельности и факторное влияние на этот процесс внешней среды, можно выделить основные этапы формирования рефлексивных качеств руководителя: 1. Профессиональное обучение (или дорабочий этап). Данный этап характеризуется обучением в ВУЗе и приобретением профессиональных знаний и навыков (в ходе учебных практик). 2. Первоначальный этап рабочей деятельности. На данном этапе происходит узнавание особенностей работы системы изнутри – с самых низов. Данный этап является наиболее важным, т. к. чтобы развить у себя рефлексивные качества руководителя на должном уровне, пока еще работнику нужно пройти организационную иерархию полностью – с низших должностей до руководящей точки.

Только при таком раскладе рефлексия будет наиболее адекватной и результативной.  3. Должностной этап. На данном этапе человек уже пребывает в должности руководителя, примеряет на себя новый статус и учится оценивать свои действия и решения именно в этом контексте. По нашему убеждению, лишь пройдя через все эти этапы, руководитель сможет обладать достаточным для продуктивной деятельности уровнем рефлексии.

Ведь в современной практике много примеров, когда руководящую должность занимает сторонний человек, слабо знакомый с тонкостями структуры организации, устроенный, как принято выражаться «по знакомству»; или же пришедший руководитель имеет другую специализацию и ему приходится заново переучиваться и приобретать профессиональные знания в новой сфере. Все это в итоге наносит ущерб производственной деятельности организации.  Таким образом, рефлексивные качества руководителя неотделимы не только от качеств личности, но и от профессиональных навыков и знания специфики работы конкретного предприятия. 1. Черты характера (интроверсия-экстраверсия). 2. Темперамент (сангвиник, меланхолик, холерик, флегматик). 3. Интеллектуальные способности. 4. Ряд личностных и профессиональных умений: - умение интуитивно чувствовать проблемную ситуацию и возникшие противоречия.

Совокупность данных черт и умений определяют уровень развитости рефлексивных качеств у руководителя. Разумеется, большее внимание следует уделить перечисленным умениям и вопросу их развития, так как это именно та детерминанта, которая поддается более быстрому и легкому изменению, чем, к примеру, качества характера личности, которые в абсолютном измерении характеризуются более продолжительным временным периодом формирования.  В данной статье стоит так же сказать о взаимосвязи рефлексивных качеств и стиля управления менеджера. Как мы знаем, в теории и практике менеджмента различают в основном три стиля управления: авторитарный (единолично менеджер решает и приказывает - сотрудники исполняют); сопричастный (сотрудники участвуют в той или иной мере в принятии решений); и автономный (управленец играет сдерживающую роль - сотрудники решают сами) [1]. Наиболее оптимальным, как правило, считается сопричастный (или демократический) стиль управления. Между тем, каждая организация, как и личность – индивидуальна и неповторима, и к каждой требуется свой подход в управлении.

И, в определении этого подхода не последнюю роль играют рефлексивные качества руководителя. Способность увидеть ситуацию со стороны, оценить свои действия и действия коллег в первую очередь помогают определиться в данном вопросе. Ориентируясь на все вышесказанное можно отметить, что формирование и развитие рефлексивных качеств является очень важной задачей при подготовке руководителя. Наиболее эффективное развитие управленческой рефлексии происходит в референтных ситуациях и в условиях инновационной деятельности предприятия. Этому вполне способствует игровое моделирование, особенно в организационно-деятельностных видах игр.  Таким образом, система рефлексивных действия является своего рода «…основой для механизмов рефлексивного управления» [3, С. 89], а рефлексивное управление представляет собой грамотное, гуманистически ориентированное, психологически обоснованное управление, в основу которого входит психологические закономерностей рефлексии.

В более узком смысле можно сказать, что рефлексивное управление - это определенная стратегия воздействия на подчиненных, реализующаяся с помощью собственных способов поведения в каких-либо ситуациях на прогнозируемое поведение рабочего персонала. 1. Гольдштейн Г. Я. Основы менеджмента. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. – 230 с. 2. Исаев А. П. Развитие способностей к управленческой рефлексии [Электронный ресурс]: http://www. elitarium. ru/2008/06/25/uchimsja_refleksii. html 3. Карпов А. В., Пономарева В. В. Психология рефлексивных механизмов управления. - М.: ИП РАН, 2004. – 247 с. 4. Практическая психология: Учебник / Под ред. М. К. Тутушкиной 4-е изд., перераб., доп. - СПб.: Дидактика Плюс, 2001.

- 368 с. Рецензии: 31.03.2015, 7:33 Рецензия : Статья соответствует основным требованиям. Возможно есть смысл расширить библ. список. Рекомендуется к печати. 5.04.2015, 18:23 Рецензия : Рецензия на статью «Рефлексивные качества руководителя» магистранта Поволжской государственной социально-гуманитарной академии Абрамовой Светланы Сергеевны Тема исследования носит научный характер и является актуальной.

Актуальность темы исследования продиктована возросшим в настоящее время интересом к изучению психологических аспектов управленческой деятельности. Неслучайно, организационная психология и социальная психология управления - это наиболее динамично развивающиеся области психологического знания Кроме этого, коренные изменения в культурной, политической и экономической жизни российского общества требуют научного осмысления тех процессов, которые связаны с реформированием устоявшихся форм социальных взаимодействий За изменением политических и экономических отношений, прежде всего, стоит качественное преобразование отношений социально-психологического характера В этой связи, успех осуществляемых в последние годы реформ непосредственным образом зависит от того, насколько складывающиеся формы социальных отношений будут отвечать актуальным тенденциям развития российского общества. Рефлексивное управление - это определенная стратегия воздействия на подчиненных, реализующаяся с помощью собственных способов поведения в каких-либо ситуациях на прогнозируемое поведение рабочего персонала. В последние годы интерес к проблеме рефлексии заметно возрос в прикладных областях, в частности в психологии управления. Возник даже термин «рефлексивное управление», получивший в существующем в психологии понятийном аппарате свою отличительную терминологическую нагрузку.

Поэтому можно уверенно утверждать, что изучение социальной рефлексии руководителей и влияние этой способности на создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе лежит в русле современных тенденций развития научно-психологической мысли и представляется актуальным как в теоретическом, так и практическом планах. Результаты исследования носят прикладной характер, т. к. благоприятный социально-психологический климат в трудовом коллективе обусловлен развитой рефлексивной способностью руководителя. Статья соответствует квалификационным требованиям и может быть рекомендована к публикации. кандидат психологических наук, И. В. Кучер старший преподаватель кафедры психологии ГБОУ ВПО СГПИ 28.04.2015, 23:23 Рецензия : Тема, рассматриваемая автором является актуальной. Проблемы формирования и развития рефлексивных качества руководителя недостаточно изучены в научной литературе. Хотелось бы уточнить что автор понимает под процессами формирования и развития рефлексивных качеств? Как эти процессы осуществляются? Статья может быть рекомендована к печати.

Комментарии пользователей:

Видео дня:


Комментарии (0) Просмотры: 131
Реклама
Реклама
Реклама