Забыли пароль?

ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯРазделы: Размещена 17.02.2016. Последняя правка: 26.02.2016. кандидат педагогических наук, доцент УДК 371.113 Содержание управленческой деятельности представлено многими направлениями, одним из которых, самых сложных и требующих глубокого осмысления, считается анализ и прогнозирование развития общеобразовательного учебного заведения. Вся сложность вопроса состоит в том, что в Украине так и не сформировались единые подходы к понятиям "эффективное управления", "управление развитием", что препятствует как объективной еценке результатов деятельности руководителей, так и определению уровня развития современного учебного заведения. Актуальность рассматриваемого нами вопроса состоит также в том, что, не имея специальной подготовки к осуществлению управленческих функций, директор, как правило, при определении эффективности управления развитием школы ориентируется на количество проведённых мероприятий (совещаний, педсоветов, деловых встреч), которые отражают выполнение краткосрочных планов и текущих задач функционирования учебного заведения или выполнение заданий вышестоящих государственных организаций. Но в условиях становления рынка образовательных услуг руководителю кроме оценки общего состояния дел необходимо отслеживать дополнительные возможности образовательной среды, которые могли бы спрособствовать развитию учебного заведения, и способствовать созданию новых условий.

Выполние этой стратегической задачи обуславливает необходимость изменений в самой системе управления, а также требует от субъектов управленческой деятельности осмысления сущности эффективности управления. Цель статьи состоит в изложении существующих научных подходов к оцениванию эффективного управления, анализе особенностей их применения в сфере образовательного менеджмента. Задача состоит в определении параметров эффективности управления развитием общеобразовательного учебного заведения.  - ш кола научного управления (Ф. Тейлор, Р. Эмерсон, Р. Форд,  Р. Гант), которой сущность ключевого понятия сводится к росту качества за счёт поиска и применения оптимальных способов выполнения задач определённого вида работы; при этом критериями эффективного менеджмента предлагается рассматривать уровень затрат и прибыли; - а дминистративная (классическая) школая (М. Вебер, Д. Муни,   А. Рейли, Л. Урвик) рассматривает качество управления организацией через разработку универсальных критериев эффективности этого процеса в связи с интеграцией управленческих функций; - ш кола межличностных отношений и поведенческих наук (Ч. Бернард, Р. Лайкерт, А. Маслоу, Е. Мейо, М.  Фоллет)  критериями эффективного управления считает развитие неформальных отношений в организации, учёт социальных ценностей персонала, создание психологического благотворного климата; - н аука управления через количественный подход (Р. Акофф, С. Вир,  Л. Клейн, Р. Люс, Д. Форрестер) предлагает эффективность управления определять качеством разработки управленческих решений на основании математической статистики; - с истемный подход (Л. фон Берталанфи, Богданов, С. Янг) определяет синергетический эффект развития организации как единого целого, поэтому критериями эффективного управления принято считать достижение целей в условиях турбулентной внешней среды; - с итуативный подход (Т. Берни, Р. Сталкер) эффективность управления определяет как способности и компетентности менеджеров идентифицировать основные факторы и характеристики различных ситуаций, применяя соответствующие методы, отсюда критериями рассматриваются  существенные изменения и оценка их влияния на систему управления в целом; - процессуальный подход (А. Файоль), согласно которому критерии эффективного управления – непрерывность процессов менеджмента, их согласование и повышение качества социального взаимодействия организации. Тем не менее изложенные выше концепции и подходы требуют своебразного преобразования при их применении в сфере образовательного менеджмента.

Так, на наш взгляд, к определению эффективности управления развитием общеобразовательного учебного заведения в современных условиях целесообразно использовать личностно ориентированный подход и, соответвенно, такие критерии, как: интеграция совместной деятельности участников учебно-воспитательного процесса в управлении; повышение роли человеческого фактора в разработке и принятии управленческих решений;  непрерывность обучения педагогического персонала и руководящих кадров с целью повышения их социальной ответственности, социального сознания. В связи с этим сущность эффективности управления развитием  учебного заведения рассматривается как целесообразность и качество управления, ориентированого на високую результативность деятельности управляемой системы организации через реализацию целей и стратегий, достижения определённых качественных и количественных результатов [5]. На наш вгляд, эффективное управление может истолковываться как успешная результативность общей образовательной деятельности школы, оптимальность управления всеми её составными – учебно-воспитательным процессом, внесклассной воспитательной работой, развитием педагогического персонала в общем, личности учителя и ученика, в частности, что обеспечит, с одной стороны, максимально возможное удовлетворение потребностей рынка образовательных услуг и конкретных потребителей, а, с другой – улучшение внутренних условий деятельности организации. Отсюда, оценить эффективность управленческой деятельности – это, значит, исследовать и придти к заключению о том, в какой мере учебное заведение использует потенциальные воможности для повышения качества оказания образовательных услуг.   При определении показателей эффективности управления развитием школы ми учитывали научные позиции А. Мармазы о том, что изменения могут быть значительными и незначительными, негативными и позитивными, качественными и количественными. Он считает, что успешность развития как процесса перехода к новому качеству требует понимания достигнутого ранее, образа будущей модели, направлений и средств перехода от первого состояния ко второму [6]. Для нашего исследования ценностными есть суждения Т. Серджиованни, Т. Сорочан,  В. Пикельной о необходимости учёта в управленческой деятельности внешнего влияния на развитие учебного учреждения - факторов как саморазвития субъектов управления, так и его самоорганизацию. Не менее целесообразным мы считаем применение к оценки эффективности управления развитием учебного заведения основ квалитологии - науки о качестве объектов, процессов, которые созданы и используются человеком и общественной практикой [1]. Отсюда, педагогическая квалимитрия (от лат. Qualis – качество, metreo – измерение [2]) - наука, которая разрабатывает теоретические и прикладные методы измерения и оценки педагогических объектов, характеристик [4]. Актуальность  мониторинга подтверджается необходимостью рещения главных задач  управления эффективностью развития школы: формирования эталона качества (стандарта); сравнение достигнутого уровня с эталоном и оценивания качества; осуществление управленческого влияния на условия, факторы, которые определяют качество [8]. Учитывая, что управление развитием учебного заведения нами рассматривается как составная деятельности всех субъектов образовательной среды, которая обеспечивает непрерывное повышение её потенциала нами предлагаются такие параметры оценки этого процесса: инновационная деяльность школы; социальная эффективность изменений; кадровая политика; ценностно-целевая направленность управления; финансовая деятельность; оптимальность управления.

Система показателей, предлагаемая нами, во-первых, отображает всю полноту функций развития учебного заведения и других средств управленческой деятельности, что могут повлиять на реализацию стратегических целей и предполагает цикличность при оценивании эффективности управления с помощью квалимитрических измерений [3]. Во-вторых, первые три параметра отображают изменения, что происходят в образовательной деятельности учебного заведения, вторые три характеризуют изменения в структуре и содержании системы школьного управления. Результати эксперимента, проведённого нами, подтвердили, що именно мониторинг обеспечивает непрерывное отслеживание качественных изменений в управлении развитием школы, что способствует повышению уровня объективности оценки и прогнозированию состояния изменений как способу оперативного контроля над ними [7]. Кроме того мониторинговые исследования дают возможность руководителю более объективно подходить к процессу формирования целей деятельности коллектива через оценку общего состояния дел в учебном заведении, оценки ресурсного обеспечения, а также способствуют налаживанию взаимодействия всех субъектов управления при разработке, принятии управлеческих решений, отслеживании эффективности инновационных изменений, оценивании качества продукта общей образовательной деятельности. Таким образом оценивание эффективности управления развитием общеобразовательного учебного заведения требует комплексного подхода, при котором беспечивается непрерывное отслеживание как количественных, так и качественных изменений, прежде всего, в самой системе управления, что способствует реализации поставленной стратегической цели при участии не только участников учебно-воспитательного процесса, но и внешних социальных партнёров. Процес оценки эффективности управленческих действий требует определённой подготовки руководителей, а также разработки диагностического инструментария. 1. Азгальдов Г. Г. О квалиметрии / Г. Г. Азгальдов, Э. П. Райхман ; под. ред. А. В. Гличева. – М. : Изд-во, 1972. – 172 с. 2. Англо-русский словарь / Мюллер В. К.. 24-е изд. - М.: Русский язык, 1995; Электронная версия: «Палек», 1998.

– 2106 с. 3. Єльникова Г. В., Куценко В. І., Маслов В. І. та ін. / за ред. Г. В. Єльникової. – К. : УМО, Педагогічна думка, 2012. – 220 с. 4. Кыверялг А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике / Антс Аугустович Кыверялг. – Таллин : Валгус, 1980. – 334 с. 5. Мазур И. И. Эффективный менеджмент / И. И. Мазур, В. Д.Шапиро, Н. Г.Ольдерогге.

–М.: Высшая школа, 2003. – 555 с. 6. Мармаза О. І. Проектний підхід до управління навчальним закладом. – Харків: Основа, 2003. – 80 с. 7. Павленко И. Г. Подходы к определению экономической сущности понятия «эффективность» / И. Г. Павленко // Экономика и управление. – 2006. – № 1. – С. 36-37. 8. Покроєва Л. Моніторинг якості постдипломної освіти / Л. Покроєва // Післядипломна освіта в Україні. – 2006.

– № 2. – С. 24-26. Рецензии: 18.02.2016, 13:03 Рецензия : Статья "ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ" НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ к публикации одновременно по нескольким основаниям: 1) СТРУКТУРА: Статья технически не структурирована как научая (см. Авторам). 2) СТИЛЬ: Статья требует вычитки для исключения грамматических и стилистических ошибок (например, - "що", "Содержание управленческой деятельности содержит"); 3) ЕДИНСТВО: в статье полный набор несвязанных элементов - объекта/предмета исследования, методов и теоретических концепций/теорий (к слову, вообще отсутствуют как теоретическое основание именно теории управления/теории организации), - Аннотация направляет наше внимание на решение "проблемы управления развитием" (действительно актуальной), Содержание включает уже подходы к решению вопросов "качества образования", далее автор приводит умозрительное суждение об "эффективности управления развитием..." ("Так, на наш взгляд, к определению эффективности управления развитием общеобразовательного учебного заведения"), далее автор ссылается на предполагаемые методы измерения этой самой "эффективности" (! - не примененные или, во всяком случае, не показываемые автором) - "Не менее целесообразным мы считаем применение к оценки эффективности управления развитием учебного заведения основ квалитологии", а "дальше - больше" автор завершает содержание ссылкой на проведенные исследования и их результаты (собственно, основной аргумент отсутствует вовсе: "Результати эксперимента, проведённого нами, подтвердили, що именно мониторинг обеспечивает непрерывное отслеживание качественных изменений в управлении развитием", ну а вывод еще одно "разнообразие" автора - оказывается, в результате такого исследования получается вывод о "мотивации" !

- это уже термин чисто психологической научной области). 4) УДК 371.113 "Руководство школы (Кадровые вопросы)" указывает на область научного знания, не относящуюся ни к одной научных теорий управления или теорий организации. 5) НАУЧНАЯ ДОКАЗАТЕЛЬНОСТЬ и АРГУМЕНТИРОВАННОСТЬ: Отсутствие задаваемой изначально теоретико-методологической основы дополнено и откровенно не соответствующим содержанию статьи выводом автора "Система показателей, предлагаемая нами, во-первых, отображает всю полноту функций развития". 6) В списке источников отсутствую работы по теориям управления или теориям организации.

Таким образом, статья (а) В ПРИНЦИПЕ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ДАЖЕ БАЗОВЫМ КРИТЕРИЯМ НАУЧНОЙ; (б) не соответствует по своему содержанию и заключению разделу "Управление. Организация). Комментарии пользователей:

Видео дня:


Комментарии (0) Просмотры: 47
Реклама
Реклама
Реклама