Забыли пароль?

Этногенез мари по данным этнографии и фольклора

Этногенез мари по данным этнографии и фольклораРазделы: , Размещена 29.01.2015. Колесова Елена Владимировна, кандидат исторических наук, доцент, кафедра всеобщей истории, , МарГУ УДК 39 На протяжении всего развития человечества истории у людей существовала потребность в знаниях об истории своего народа. Наличие таких знаний позволяет легче ориентироваться в окружающем мире, надёжней и уверенней чувствовать себя в нем. Вопрос о происхождении народа является основным при изучении его истории. Многие учёные-этнологи относят исследование процесса этногенеза к одному из самых сложных разделов своей науки. Это связано с тем, что этническая история разных народов обусловлена противоречивым взаимодействием огромного многообразия факторов: антропологических, лингвистических, исторических, хозяйственных, культурных, демографических, политических и других. Вопрос этногенеза можно разрешить лишь совместными усилиями археологов, историков, антропологов, этнографов, лингвистов, фольклористов и других специалистов. Данная статья поднимает являющийся до сих пор спорным вопрос этногенеза марийского народа, так как до сих пор неизвестно, кто является предком этого народа. Марийцы – финно-угорский народ в России, проживающий в республике Марий Эл, а так же во многих республиках и областях Урала и Поволжья. Исторически выделяют три этнических группы марийцев: - горные, проживающие на правом и частично на левом берегу Волги; - луговые, которые составляют самую многочисленную этнолингвистическую группу и проживают в Волго-Вятском междуречье; - восточные. Они сложились из переселенцев в Башкирию и Приуралье.

Ввиду исторической и языковой близости последние две группы часто объединяют в группу восточно-луговых марийцев. Впервые научно обоснованную теорию этногенеза марийцев высказал в 1845 г. финский языковед М. Кастрен, попытавшийся отождествить марийцев с летописной мерей. В 1949 г. с новой гипотезой выступил советский археолог А. П. Смирнов, который пришел к выводу о близости к мордве, другие археологи О. Н. Бадер и В. Ф. Генинг в то же время защищали тезис о близком к мере происхождении марийцев. Тем не менее археологи уже тогда сумели доказать, что меря и мари родственны друг другу, но не являются одним и тем же народом. Лингвисты, которые опираются на данные языка, полагают, что территорию формирования марийского народа следует искать не в Ветлужско-Вятском междуречье, как это считают археологи, а юго-западнее, между Окой и Сурой [3]. Марийцы как этнолингвистическая общность известны с раннего средневековья под названием «черемисы» [2]. Происхождение этнонимов «мари» и «черемис» неизвестно. Значение слова «мари», самоназвания марийского народа, многие лингвисты выводят из индоевропейского термина «мар», «мер» в различных звуковых вариациях (переводится как «человек», «муж»). Слово «черемис» (так называли марийцев русские и многие другие народы) имеет большое число трактовок. Первое письменное упоминание этого этнонима (в оригинале «ц-р-мис») встречается в письме хазарского кагана Иосифа сановнику кордовского халифа Хасдаю-ибн-Шапруту (960-е гг.). Широкой популярностью пользуется версия марийских краеведов 20-х – начала 30-х гг. Ф. Е. Егорова и М. Н. Янтемира, предположивших, что данный этноним восходит к тюркскому термину «воинственный человек».

Проблема этимологии слова «черемис» осложнена еще и тем обстоятельством, что в средние века (вплоть до XVII – XVIII вв.) так называли в ряде случаев не только марийцев, но и их соседей – чувашей и удмуртов [3]. На вопросы этногенеза во многом может ответить культура народа. Не следует забывать, что материальная культура тесно связана с географическими условиями обитания, что в свою очередь позволяет говорить о том, в какой географической области проживал народ, когда складывался облик его культуры. Основные черты культуры мари дают все основания предполагать, что этот народ лесного происхождения, вся его культура связана с лесом. К примеру, традиционные марийские постройки (кудо, пöрт) представляют собой бревенчатые срубы, а набор традиционных блюд говорит о том, что готовили марийцы в котла, что опять же связано с условиями лесной полосы [2]. На некоторые вопросы происхождения и формирования марийской культуры может дать ответ фольклор, который, являясь богатым наследием духовной культуры, по-своему отражает исторические события в жизни народа. Учитывая данные фольклора и народного летоисчисления и сопоставляя их с материалами археологии и истории, можно использовать легенды и предания как своеобразную историческую хронику или народную летопись.

К примеру, в легендах и преданиях, отражающих наиболее древний период истории, время указывается, как правило, неопределенно. Указание на время выступает отчётливо только в поздних легендах и преданиях, что подкрепляется также народным летоисчислением. Марийский народ, опираясь на наиболее крупные исторические события, с древних времён вёл свой календарь [1]. В преданиях даже указываются территории, населённые когда-то марийцами. В них, в частности, отмечается, что предки марийцев жили под Москвой, около Костромы и Твери. В предании об Акпарсе говорится, что марийцы некогда находились и около современного Нижнего Новгорода. Впоследствии марийцы стали уходить с этих территорий, некоторые предания связывают это переселение с продвижением русских князей.

Как показывают материалы преданий, марийцы двигались со стороны Оки и Волги и осваивали новые территории в бассейнах рек Ветлуги, Вятки и т. д. Этническое развитие марийцев протекало в тесном контакте с соседними народами: волжскими болгарами, чувашами, татарами, а после вхождения в состав России в 50-х гг. XVI в. – русскими, у которых были заимствованы многие элементы культуры [1]. В легендах и преданиях, записанных в Медведевском и Оршанском районах, имеются упоминания о неизвестных племена, живших в землянках. Эти племена по различным предположениям могли быть чудью или водью. Наличие сходных моментов в материальных культурах чуди и марийцев даёт основания для предположения о том, что предки марийцев имели определённые контакты с водью. О связях мари с удмуртами и манси говорят мифы о сотворении богом человека из земли и некоторые обряды: на народных представлениях марийцы, как и манси, выступали и сейчас иногда выступают в масках из бересты, а с удмуртами марийцы имели некоторые общие святые места. В формировании марийского народа некоторую роль сыграли тюркские народы Поволжья.

В верованиях горных марийцев и чувашей обнаруживается множество сходных элементов, в прошлом они имели общие мольбища. Аналогичные связи в пограничных районах существуют между марийцами и татарами [1]. Одним из главных этнических признаков является одежда. Наличие общих типов украшений у финноязычных народов свидетельствует о том, что в их состав вошли древние племена, близкие по своему происхождению. Одежда отражает дальнейшую этническую историю, говорит о взаимосвязях с другими народами Поволжья [2]. Таким образом, можно сделать вывод, что в древности марийцы представляли единую общность, а в результате движения предков мари с запада на восток (с территории современной Твери и Костромы) эта общность распалась. Отделившиеся группы сталкивались с родственными, а также с тюркоязычными племенами. В результате смешения развилась разные этнические группы, диалекты, при этом прамарийский элемент играл главную роль в формировании современного марийского народа.

В заключение необходимо сказать, что до сих пор продолжаются процессы сближения народов Поволжья, а также обрусения и исчезновения границ между этнографическими группами.  1. Акцорин В. А. Этногенез марийского народа по данным фольклора // Происхождение марийского народа: Материалы научной сессии, проведенной Марийским научно-исследовательским институтом языка, литературы и истории (23 — 25 декабря 1965 года). Йошкар-Ола, 1967. 2. Козлова, Этногенез и этнические связи марийцев по данным этнографии Происхождение марийского народа: Материалы научной сессии, проведенной Марийским научно-исследовательским институтом языка, литературы и истории (23 — 25 декабря 1965 года). Йошкар-Ола, 1967. 3. Свечников С. К. История марийского народа IX—XVI веков. Методическое пособие. — Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2005. — 46 с. Рецензии: 29.01.2015, 13:58 Рецензия : Вывод автора недостаточно обоснован, так как анализ данных этнографии и фольклора не завершен и не произведено их сопоставление.

Однако приведенный в статье материал имеет научную ценность. Рекомендую к печати. 2.02.2015, 19:28 Рецензия : Статью следует доработать: привлечь дополнительные источники, привести хотя бы отдельные примеры из марийского фольклора, расширить список научной литературы, правильно оформить сноски. Такое впечатление, что проблемой этногенеза в самой Марий Эл мало кто интересовался (публикации 1965 г. и 2005 г.). 18.02.2015, 9:51 Рецензия : Соглашусь с замечаниями Надькина Т. Д. Слишком "старая" литература и её очень мало. Создаётся впечатление, что автор не очень вникал в тему работы. Комментарии пользователей:

Видео дня:


Комментарии (0) Просмотры: 203
Реклама
Реклама
Реклама