Забыли пароль?

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ «УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ» СИТУАЦИИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ «УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ» СИТУАЦИИ– «Управленче6ская ситуация». Активное исследовательское внимание психологии к управлению и психологии субъектов управления в последние годы представило целый ряд интересных работ по психологии управления и психологии менеджмента. Это позволяет выделить еще один вид ситуации – ситуацию профессиональную управленческую как ситуацию особенных для человека и/или даже экстремальных условий управленческой деятельности, когда преодоление противоречий в ней связано с особыми личностными качествами субъектов управленческой деятельности, их профессиональной социально-психологической подготовленностью к преодолению ситуативных противоречий, конструктивному не только в отношении принимающего решения субъекта, но и в отношении того социального окружения, вовлеченного в процесс совместной деятельности. В таких ситуациях, как показано в исследовании Смирновым В. Н. [16], особую роль играет развитость таких личностных составляющих характеристик, как индивидуальная управленческая концепция (ИУК), потенциал профкомпетентности личности руководителя и психодинамическая составляющая потенциала личности субъекта управления. Эти характеристики в его работе представлены как социально-психологическая составляющая профессиональной управленческой компетентности. Интересно отметить, что такой психологический феномен, как индивидуальная управленческой концепция в психологии управления Кабаченко Т. С. рассматривается как составляющая профессионального опыта менеджера (руководителя), как сложное системное образование, отражающее особенности личности субъекта деятельности [3,15], которая является не личной теорией управления профессионала или совокупностью декларируе­мых им профессиональных принципов, а реально дейст­вующим фактором организации его деятельности [7], в структуре которой выделяются такие элементы, как стратегические замыслы, проблема, причины возникновения проблем и средства их устранения, функциональные единицы, реализующие эти средства, информация о состоянии деятельности.

В психологии менеджмента [8] индивидуальная управленческая концепция рассматривается как регулятор управленческой деятельности в структуре профессионального опыта руководителя, «складывающаяся под воздействием деятельности и носящая индивидуализированный характер система устойчи­вых взглядов относительно путей, приемов, методов, форм и способов управления» (там же, с.270), реализуемая субъектом управления в кризисных ситуация, представляющие для субъекта управления «средство личностного роста, средство качественных трансформаций мотивации и придания ей все более зрелых форм», формирующаяся в процессе профессионального управленческого опыта. Такие суждения о ролевой значимости ИУК показывают на активную ситуативную роль ее в комплексе социально-психологической составляющих профессиональной управленческой компетенции как приобретаемой в практической профессиональной (управленческой) деятельности личной профессиональной психологической ценности, показывающей особенность человека как субъекта особенной профессиональной деятельности – управленческой, с одной стороны, и его личностную особенность как «носителя» этой приобретенной в профессиональном опыте ценности. И, как ценность психическая, она обладает всеми общими признаками и свойствами психических явлений (необратимостью, непрерывностью развития и т. п.).  Значимость личностной социально-психологической составляющей как управленческой способности субъекта профессиональной управленческой деятельности показана в психологии менеджмента ярославской школы Карповым А. В. [8], как профессионально важные качества менеджера в психологии менеджмента санкт-петербургской школы Никифоровым Г. С. [14] и др., как комплекс свойств подструктуры управленческих способностей в педагогическом исследовании [12], как профессиональное требование к руководителю - в работах по психологии управления – Кабаченко Т. С. [7], Бандурка А. М., Бочарова С. П., Землянская Е. В.  и др. [1] Как ценность военного полководца «практический ум», воля и способность к принятию «решения»  убедительно показана в работе Теплова Б. М. «Ум полководца» [17]: «подлинным двигателем волевого действия является «ум и стремление» или «разумное стремление/ Итак, критические ситуации в условиях управляемой совместной деятельности выдвигают свое требование и как профессиональное – к личности субъекта деятельности, в отношении развитости внутренних социально-психологических личностных качеств, способных обеспечить человеку как субъекту профессиональной деятельности, конструктивное преодоление ситуативных противоречий, ориентированному на ситуации особенно сложные «на задачу» или «проблему» Такие ситуации по существу, «выбор профессии управления», срабатываемый «автоматически» по отношению к наиболее подходящему для ситуации субъекту деятельности, как ценности  для обеспечения  преодоления или преобразования ситуации и поддержания стабильности процесса управления управленческой деятельностью.  

Видео дня:


Комментарии (0) Просмотры: 210
Реклама
Реклама
Реклама