Забыли пароль?

Управление знаниями в компании: интеллектуальный капитал как источник инноваций

Управление знаниями в компании: интеллектуальный капитал как источник инновацийСтатья опубликована в №1 (сентябрь) 2013 Разделы: Размещена 24.09.2013. Д. э.н., доцент УДК: 338.242.2 Актуальность темы определена вызовами новой экономики – экономики знаний, основными чертами которой можно считать: - рост количества непредсказуемых инноваций. Следовательно, только научающиеся компании, которые трансформируют, используют и генерируют знания, могут быть стратегически устойчивы. Если оценивать инновации как монетизируемые знания, то у компаниях есть потребность в пяти видах инноваций: - внешние стратегические инновации (создание принципиально новых технологий, концепций, моделей, предпосылки для внедрения которых в текущий момент отсутствуют); - внешние продуктовые инновации (разработка или совершенствование товаров, работ или услуг под перспективные потребности клиентов); - внутренние процессные инновации (изменение бизнес-процессов, их реинжиниринг либо создание принципиально новых процессов); - внутренние управленческие инновации (в том числе изменение подходов к управлению активами компании). Интеллектуальный капитал – это часть активов компании, которая и влияет на качество управления знаниями и инновационный потенциал компании, следовательно, новые подходы к управлению им не только являются инновациями сами по себе, но и позволяют генерировать внешние инновации. Принято выделять три основных блока интеллектуального капитала: человеческий капитал, клиентский капитал, структурный (организационный) капитал [1]. Человеческий капитал представляет собой совокупность навыков, опыта, творческих решений, связей, ценностей и культуры персонала. Корпоративная культура как комплекс разделяемых персоналом ценностей определяет возможность обмена знаниями, механизмы коммуникаций между носителями знаний,  а качество человеческого капитала в целом определяет способность компании к генерированию инноваций.  Задачей компании в управлении человеческим капиталом является привлечение и удержание специалистов, которые могут создавать и транслировать новые знания, делиться полученными компетенциями, воспринимать новые знания. Кроме того, управление корпоративной культурой в данном случае имеет задачу снижения уровня сопротивления, повышения открытости в компании, содействия добровольному обмену знаниями. Структурный (организационный) капитал кроме совокупности нематериальных активов компании (гудвила, брендов, патентов и лицензий) включает в себя качество бизнес-процессов и определяет восприимчивость компании к инновациям и скорость внедрения инноваций.

  Восприимчивость к инновациям в данном случае это готовность к изменению бизнес-процессов и внедрению новых технологий и продуктов, скорость внедрения инноваций – этап жизненного цикла между предложением инновации и ее реализацией в компаний. Клиентский капитал – база данных клиентов, качество удовлетворения их потребностей – позволяет моделировать товары и услуги, которые могут быть востребованы в будущем, и определяет «заказ на инновации». Уровень развития клиентского капитала и управление им может не только снизить риски появления в компании «убыточных инноваций», но и создать  спрос на инновации, предлагаемые компанией. Таким образом, управление интеллектуальным капиталом компании позволит повысить операционную конкурентоспособность, сократить стратегические риски бизнеса, создать принципиально новый тип компании – инновационную компанию.

1. Дж. Харрингтон. Совершенство управления знаниями /Дж. Харрингтон, Ф. Воул.- М.:Стандарты и качество. – 2008 г. – 272 с. 2. Бобкова Н. Г. Образование как фактор, определяющий качество рабочей силы в инновационной экономике / Н. Г. Бобкова // Современные практики формирования профессиональных компетенций и освоения российскими вузами инновационных продуктов и технологий: науч.

-метод. материалы / ФГБОУ ВПО «ИГУ»; [науч. ред. Т. И. Грабельных, В. А. Решетников]. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2012. – С. 28-34. 3. Бобкова Н. Г., Грошева Н. Б. Роль открытого дистанционного образования в формировании качества рабочей силы в инновационной экономике / Н. Г. Бобкова, Н. Б. Грошева // Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (DEQ-2012): Материалы XIV Международной научно-практической конференции 7 декабря 2012.

–М.: МГИУ, 2012. – С. 26-29. Рецензии: 23.10.2013, 15:49 Рецензия : Уважаемая Надежда Борисовна! Спасибо Вам за статью - в ней изложен сравнительно новый материал. Представляет ли гудвил, по Вашему мнению, какую-либо ценность в коллективном сознании постсоветского общества в сравнении с западным? Есть смысл пересмотреть библиографию: 50% самоцитирования - не лучший показатель с точки зрения наукометрии. Рекомендую к публикации с учётом замечаний. 26.11.2013, 17:56 Рецензия : Такой интересный материал, а изложен в виде тезисов. Хотелось бы, чтобы статья была доработана в части анализа передового опыта. 16.12.2013, 10:45 Рецензия : Статья очень интересно начинается, но потом резко заканчивается, обрывается.

Самое главное, что в названии статьи обозначено "управление", а в тексте статьи ничего не говорится об управлении знаниями в компании, только общие сведения, характеристика понятий. С учетом доработки статья может быть опубликована. 23.02.2014, 19:49 Рецензия : Ув. Надежда Борисовна! Статья заслуживает внимания и является актуальной. Но соглашусь с коллегами, что она интересно начинается, но потом резко заканчивается, обрывается. 14.03.2015, 13:24 Рецензия : Необходимо расширить статью. В данном виде это не статья, а скорее лишь тезисы. Комментарии пользователей:

Видео дня:


Комментарии (0) Просмотры: 84
Реклама
Реклама
Реклама