Забыли пароль?

ИДЕИ ПЛАТОНА О БЫТЕ СТРАЖЕЙ В ИДЕАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ В СРАВНЕНИИ С БЫТОМ ВОЙСКА АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО

ИДЕИ ПЛАТОНА О БЫТЕ СТРАЖЕЙ В ИДЕАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ В СРАВНЕНИИ С БЫТОМ ВОЙСКА АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГОСтатья опубликована в №4 (декабрь) 2013 Разделы: Размещена 17.12.2013. Последняя правка: 17.12.2013. УДК 321.01   Итак, для начала стоит сказать о том, что нашей целью не является сравнение армии Александра Македонского с идеальными стражами, описанными Платоном, в целом. Так же нашей целью не является указать на несоответствие идеи войн великого Македонского царя идеям о войне великого философа Платона, хотя следует сказать о кардинальном расхождении взглядов этих двух людей. Так в  трактате «Государство» мы видим строки о нежелательности войны «завоевательной». В идеальном государстве, согласно Платону, войны должны иметь только оборонительный характер [5]. Подобных взглядов, как мы понимаем, отнюдь не придерживался Александр Македонский.

Хотя и это утверждение можно оспорить, так как Курций Руф приписывает Александру такие слова, сказанные им в письме к Дарию: «Я обороняюсь от войны, а не иду войной» [3]. Стоит ли расценивать это как самооправдание или царь действительно верил в то, что война, ведомая им, лишь оборонительная?   Говоря об идеях Платона и о взглядах царя Македонского, стоит сказать несколько слов об этих людях.   Платон, древнегреческий философ, родившийся в   428 или 427 до н. э. в Афинах, и, прожив 80 лет, умерший в 348 или 347 до н. э. там же. Сам Платон был учеником Сократа и учителем Аристотеля. Аристотель же, в свою очередь, являлся учителем Александра Македонского (356 – 323 г. до н. э.).   Аристотель критиковал идеи своего учителя об идеальном государстве. Во-первых, с его точки зрения, политическое устройство, распространяющееся лишь на одно государство не жизнеспособно.

Во-вторых, же, Аристотель не соглашался с идеей об общности жен в идеальном государстве, и считал, что подобное может привести к падению нравов и разрушению государства  [7].  Так, человек, согласно Аристотелю,  существо социальное, и первым результатом, его социальности, является образование семьи – муж, жена, дети. Расширив наше прошлое эссе, мы более детально рассмотрим идеи Аристотеля. Заранее скажем лишь о том, что они радикально отличаются от идей Платона.   Вернемся же к войску Александра Македонского. Для чего нам нужно сравнивать идеи Платона о быте и о «семейных» взаимоотношениях, точнее их отсутствии, между стражами и о подобных же взаимоотношениях между воинами Александра Македонского?

Во-первых, одно из могущественнейших на тот момент, войско царя состояло, помимо прочих народностей, из греков, т. е. из эллинов, как и предполагаемое войско в идеальном государстве. Во-вторых, Александр, по всей вероятности, был знаком с идеями современных ему философов: Аристотеля, который являлся его учителем, Каллисфена, убитого им, и, разумеется, Платона (Платон умер, когда Александру исполнилось 13), что позволяет нам говорить о возможности «заимствования» некоторых идей. В-третьих, мы можем рассмотреть расхождение между идеальностью и реальностью на практике. Так как сравнение быта и состава войска Александра Македонского с «идеальным» войском в целом слишком обширная для нашего исследования тема, мы рассмотрим лишь небольшую ее часть, выделенную нами. Критика идей Платона Аристотелем (в «Политике»), позволяет нам не только произвести сравнение мнений об идеальном войске двух ученых мужей, но и определить, какие же теории нашли свое отражение в реальном мире (на примере войска Александра Македонского).   Перейдем к сравнению ключевых идей о стражах, соответствующих нашей теме:   Таким образом, проведя сравнение между войском Александра Македонского и стражами в идеальном государстве Платона, мы провели сравнение между реальностью и  идеалом. В целом, можно сказать, что некоторые идеи Платона относительно стражей были не жизнеспособны (к примеру, полное отсутствие меркантильности у войска, ведущее к отсутствию частной собственности у стражей и отказ от богатой добычи (кроме оружия)), а некоторые, в целом были продиктованы здравым смыслом и нашли свое отражение в настоящих, существующих на тот момент, воинах. Наконец, мы видим передовые для того времени идеи Платона, заключающиеся в существовании возможности воинской службы для женщин.

Конечно, известны легенды о встрече Александра Македонского с амазонками – женщинами-воительницами, однако, это особый случай, не подвергающийся рассмотрению нами.   В целом мы видим, что в реальности существуют менее жесткие рамки поведения. Александр Македонский, как и любой умный военачальник, понимал, что человек не может воевать лишь за идею, что-то должно поддерживать его стремление. В данном случае основными факторами, толкающими воина на битву, была жажда наживы (для свободных граждан) и страх (для плененных народов, перешедших служить в войско царя Македонского). Исходя из подобных рассуждений, мы можем говорить о том, что такое сословие как стражи не могло существовать в реальности. Слишком слабы основания, подталкивающие людей отдавать свои жизни в битве, слишком мала прибыль в случае победы, и слишком велики ограничения в обыденной жизни стража.   Кроме того, мы можем сделать вывод о том, что критика Аристотелем идей Платона по двум ключевым пунктам: общность жен и детей у стражей и наличие собственности, была справедлива, так как именно эти идеи оказались не реализованы (и, практически, нереальны, неосуществимы). Видимо, Александр предпочел принять идеи своего учителя и в соответствии с ними организовать огромную армию, подвластную ему. Конечно, многое было определено по мере разрастания империи и, соответственно, войска, но в целом, мы можем считать, что здравые идеи Аристотеля были реализованы на практике.

 Таким образом, наше сравнение помогло доказать, что критика  быта стражей в идеальном государстве Платона, была довольно объективна, так как его идеи были трудновыполнимы на практике, что доказывает нам не только реальный опыт, но и теоретическое обоснование, данное Аристотелем. 1. Аристотель. Политика. Книга II. [Электронный ресурс] - Режим доступа:URL:http://philosophy.

ru /library /aristotle/polit/polit2-1.htm (дата обращения: 11.12.2013). 2. Аристотель. Политика. Книга VII. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http: //grachev62.narod.

ru /aristotel /arpol7.html (дата обращения: 11.12.2013). 3. Квинт Курций Руф, История Александра Македонского, - М.: Изд-во МГУ, 1993. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:http: // militera. lib. ru/h/rufus/02.html (дата обращения: 11.12.2013). 4. Клавдий Элиан «Пестрые рассказы». Книга VII. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http:// ancientrome.

ru/ antlitr/ aelianus/ stories/kn07-f. htm (дата обращения: 11.12 2013). 5. Платон. Государство. Книга III. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http:// psylib. org. ua/ books/ plato 01/ 26 gos 03.htm (дата обращения: 11.12 2013). 6. Плутарх. Сравнительные жизнеописания.

Александр и Цезарь. Глава ХХII. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http: // lib. ru/ POEEAST/ PLUTARH/plutarkh1_2.txt (дата обращения: 11.12 2013). 7. Спиркин А. Г. Философия. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http:// www. gumer. info/ bogoslov_ Buks/ Philos/ Spirk/ 13.php (дата обращения: 11.12 2013).

8. Фор П. Повседневная жизнь армии Александра Македонского. «Молодая гвардия». Москва, 2008. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http : // www. roman-glory.

com/faure-vojsko-i-car (дата обращения: 11.12 2013). Рецензии: 1.01.2014, 11:53 Рецензия : Проведенное исследование заслуживает внимания, статья может быть рекомендована к публикации в декабрьский номер. 3.01.2014, 15:18 Рецензия Комментарии пользователей:

Видео дня:


Комментарии (0) Просмотры: 242
Реклама
Реклама
Реклама