Забыли пароль?

Содержание и методика организации формирующего эксперимента по применению интерактивных технологий в последипломной подготовке офицеров тактического уровня Вооруженных сил Украины

Содержание и методика организации формирующего эксперимента по применению интерактивных технологий в последипломной подготовке офицеров тактического уровня Вооруженных сил УкраиныСтатья опубликована в №10 (июнь) 2014 Разделы: Размещена 11.06.2014. Академия сухопутных войск, кафедра иностранных языков и военного перевода УДК 378.14:355.231 Актуальность и постановка проблемы. Психолого-педагогический анализ изучения современного состояния последипломной подготовки офицеров тактического уровня Вооруженных сил Украины, определение и обоснование условий применения интерактивных технологий в последипломной подготовке офицеров тактического уровня Вооруженных сил Украины дают возможность разработать соответствующую модель, а также требуют ее экспериментальной проверки. Для начала необходимо выделить основные задачи экспериментальной работы, которые предусматривают: разработку содержания, организации и методики формирующего этапа педагогического эксперимента; исследования и обоснование методических рекомендаций по применению интерактивных технологий в последипломной подготовке офицеров тактического уровня Вооруженных сил Украины. Постановка и описание задачи, методика исследования, изложение основных результатов. Результативность применения интерактивных технологий в последипломной подготовке офицеров тактического уровня Вооруженных сил Украины в основном зависит от создания условий, способствующих высокому уровню заинтересованности в получении последипломной подготовки офицерами тактического уровня Вооруженных сил Украины, от наполнения новым содержанием, соответствующим времени, принципам, методам, формам профессиональной переподготовки офицерских кадров. С этой точки зрения, основными требованиями проведения экспериментальной работы в исследовании являются: объективность исследования, отображение процесса применения интерактивных технологий в последипломной подготовке офицеров тактического уровня Вооруженных сил Украины таким, каким он должен быть, вне зависимости от субъективных представлений и желаний исследователя; комплексность подхода к изучению процесса применения интерактивных технологий в последипломной подготовке офицеров тактического уровня Вооруженных сил Украины, постоянное стремление к более полному охвату различных аспектов, связей и отношений; использования теоретических положений в практике совершенствования процесса применения интерактивных технологий в последипломной подготовке офицеров тактического уровня Вооруженных сил Украины.

проведения замеров при формирующем эксперименте. 1) определение участников эксперимента: научно-педагогического состава, кураторов учебных групп Академии сухопутных войск, офицеров тактического уровня Вооруженных сил Украины, а также ознакомления их с конкретными задачами на период проведения экспериментальной работы; 2) подбор и инструктаж преподавателей, которые при проведении формирующего эксперимента выступают в роли экспертов; 4) экспериментальная проверка педагогических условий формирования применения интерактивных технологий в последипломной подготовке офицеров тактического уровня Вооруженных сил Украины.  Содержание, организация и методика формирующего педагогического эксперимента обсуждались в коллективах научно-педагогического состава, методистов, педагогов-новаторов, офицеров тактического уровня Вооруженных сил Украины контрольной и экспериментальной групп, в индивидуальных и групповых беседах. Эффективность работы экспериментальной проверки педагогических условий применения интерактивных технологий в последипломной подготовке офицеров тактического уровня Вооруженных сил Украины должна определяться  после окончания формирующего этапа педагогического эксперимента.

Текущий контроль имеет целью следить за ходом эксперимента и своевременно вносить в него необходимые коррективы, а также предусматривает проведение наблюдения за деятельностью офицеров тактического уровня Вооруженных сил Украины экспериментальной и контрольной групп, проведения замеров уровня заинтересованности офицерами последипломной образования и т. д.  Заключительный контроль имеет целью выявить эффективность эксперимента и предполагал сопоставления начального и конечного уровней заинтересованности офицерами последипломной образованием экспериментальной группы, а также сравнение полученных данных с данными контрольной группы.  После завершения подготовительной работы был начат формирующий эксперимент, конечным результатом которого ожидалось повышение уровня заинтересованности офицерами в последипломном образовании. Этот результат планировалось получить за счет реализации мероприятий, объединенных в научно-методическое обеспечение реализации педагогических условий применения интерактивных технологий в последипломной подготовке офицеров тактического уровня Вооруженных сил Украины.  разработка учебно-методического обеспечения по применению интерактивных технологий в последипломной подготовке офицеров тактического уровня Вооруженных сил Украины. Проанализируем подробно содержание предлагаемых изменений в соответствии с разработанными педагогических условий применения интерактивных технологий в последипломной подготовке офицеров тактического уровня Вооруженных сил Украины.  Основным мероприятием по непрерывному мониторингу результативности применения интерактивных технологий в последипломной подготовке офицеров тактического уровня Вооруженных сил Украины было проведение письменных опросов офицеров, а именно: анкетирование, тестирование.

  Предложенные нами анкеты и диагностические карты предусматривали как самооценку преподавателем своей деятельности, так и оценку этой деятельности слушателями и экспертами. Например, диагностическая карта педагогической оценки и самооценки готовности преподавателя к применению интерактивных технологий в своем содержании предусматривает семь блоков вопросов: мотивационный блок, когнитивный, морально-воспитательный, гностический, коммуникативный, организационный, способность самоуправления в педагогической деятельности. Оценка происходит по девятибальной системой, а в результате обобщения полученных данных определяется уровень готовности к применению интерактивных технологий (низкий, средний и высокий).  Относительно диагностической карты по определению проектных умений преподавателя, то нами применено в опросе самооценку и экспертную оценку.

Поскольку проектировочные умения являются частью педагогических знаний и умений, лежащих в основе педагогического мастерства применения интерактивных технологий, они обеспечивают возможность адаптировать интерактивную технологию к использованию во время преподавания той или иной учебной дисциплины (в нашем случае это «Конфликтология»). В результате обработки нами определялся уровень этих умений по четырехуровневой системе: низкий, средний, достаточный, высокий.  Кроме этого, ценным является опрос по диагностической карте, который предлагает определить уровень методической подготовки преподавателя. Опросы можно проводить как с преподавателями, так и с экспертами, поскольку он предусматривает варианты ответов «да» (+) или «нет» (-). Перечень вопросов по диагностической карте охватывает несколько аспектов методической работы преподавателя: индивидуализация и дифференциация в обучении, использование интерактивных технологий, организация практических занятий и самостоятельной работы и т. п. Обобщение полученных результатов опроса позволяет определить уровень методической подготовки преподавателя: оптимальный, допустимый, критический, недопустимый.  Одновременно с применением диагностических карт, нами разработана анкета, позволяющая оценить положительное / отрицательное отношение слушателей к преподавателю. Содержание вопросов предложенной анкеты предполагает учет методических требований по применению преподавателем интерактивных технологий: поиск новых форм проведения занятий, манера общения преподавателя со слушателями и т. д.. Представленная анкета позволяет получить наименьшую (до 35) и наибольшее количество баллов (до 70). В общем, предложенная система мониторинга результативности применения интерактивных технологий в последипломной подготовке офицеров тактического уровня Вооруженных сил Украины охватывает методический, организаций, и профессиональный аспекты этого процесса и дает возможность применить его (мониторинг) не только при преподавании учебной дисциплины «Конфликтология», но при других учебных дисциплин.

  Содержанием реализации очередной педагогического условия - учет специфики и положений андрагогики - было обеспечение эффективного усвоения большого объема знаний, формирования основ целостного системного мышления, содействие умственному развитию офицеров, что, в свою очередь, позволило бы достичь высокого уровня применения интерактивных технологий в последипломной подготовке офицеров тактического уровня Вооруженных сил Украины. С целью реализации этого педагогического условия при проектировании содержания конкретной интерактивной технологии учитывало основные положения андрагогики.  Мы спроектировали систему проблемных ситуаций, имитационных игр, используемых при преподавании учебной дисциплины «Конфликтология» кафедры морально-психологического обеспечения деятельности войск. Например, целью проведения практического занятия (в соответствии с рабочей учебной программы проводятся практические занятия с целью разрешения конфликтных ситуаций) по теме «внутриличностным и межличностные конфликты» является закрепление знаний слушателей по основным характеристикам групповых конфликтов, развитие у них навыков анализа конфликтов типа «личность - группа »и формирование умений управления ими. Нами применены конфликтные (проблемные ситуации), предлагаемых слушателям по этой теме с целью анализа и поиска способа их решения, и что самое важное - принятии участия в обсуждении такого поиска.  опора на опыт слушателей (предлагаются вопросы относительно того, были ли такие случаи конфликтов в профессиональной или бытовой сфере слушателей? Каким образом решались подобные конфликты?) перенесение предложенных конфликтов в профессиональную сферу деятельности слушателей. Подобным образом реализация специфики и положений андрагогики реализуется на всех практических занятиях по дисциплине «Конфликтология», поскольку почти каждая тема позволяет применять соответствующие интерактивные технологии.

  Очередное педагогическое условие - подготовка научно-педагогических кадров к применению интерактивных технологий в последипломной подготовке офицеров тактического уровня Вооруженных сил Украины. В связи с проведенным исследованием, при анализе программ, учебно-методической литературы и практики работы преподавателей Академии сухопутных войск, выявлен ряд трудностей, возникающих при реализации этого условия. Они заключаются в следующем: отсутствие информации по применению интерактивных технологий, недостаток педагогического опыта по применению интерактивных технологий. Реализация соответствующего условия происходила следующим образом: 1) Взаимопосещение преподавателями лекционных и практических занятий (по учебным дисциплинам «Психология» «Морально-психологическое обеспечение», «Психология лидерства») с целью изучения опыта применения интерактивных технологий. 2) Посещение всеукраинских и международных конференций по применению интерактивных технологий в высшей школе: Харьковский национальный экономический университет (тема конференции: Актуальные проблемы науки и образования молодежи: теория, практика, современные решения (февраль 2012г.)) Харьковский гуманитарный университет «Народная украинская академия» (тема конференции: Преподаватель - студент: новые формы взаимодействия, современные принципы взаимоотношений (апрель 2012г.)) И т. д. 3) Посещение методических семинаров, в частности семинара на тему «Интерактивные технологии: проблемы и перспективы применения» (место проведения: Академия сухопутных войск им. гетмана П. Сагайдачного). 4) Изучение педагогического опыта применения интерактивных технологий в высших учебных заведениях / высших военных учебных заведениях.

Например, Центр последипломной подготовки Донецкого национального университета имени О. Гончара предоставляет возможность пользования в онлайн режиме методическими материалами по применению интерактивных технологий: методические и учебно-методические пособия «Использование кейс-метода при преподавании экономических дисциплин», «Математические модели».  Следует отметить, что подготовка научно-педагогических кадров к применению интерактивных технологий обеспечивается представителями методических структур и по инициативе преподавателей.  Содержанием реализации дальнейшей педагогической условия - разработка учебно-методического обеспечения по применению интерактивных технологий в последипломной подготовке офицеров тактического уровня Вооруженных сил Украины - было достижение основной цели, при которой обучение стало бы процессом активного сочетания теоретических знаний и практических умений и навыков.  Реализация указанного условия происходила путем разработки материально-методического обеспечения в соответствии с спроектированных трех блоков: нормативно-методические материалы, учебно-информационные материалы, учебно-методические материалы. Предложенное учебно-методическое обеспечение предназначено для использования во время преподавания учебной дисциплины «Конфликтология». Особенностями этого обеспечения является доступность (слушателями имеют право доступа к такой информации), упорядоченность, информативность (наличие тематического плана, распределения часов, литературы, перечень тем для научных сообщений / самостоятельной работы, организационно-методических особенностей преподавания учебной дисциплины) и др.  Что касается учебно-методических материалов для осуществления самостоятельной работы, то они разработаны с учетом специфики и положений андрагогики и требований к применению интерактивных технологий, среди которых: предоставление слушателям самостоятельности в подготовке к учебным занятиям, в разработке учебного материала, в решении проблемных ситуаций, проведении тренинга и т. д.  Заключение.

В общем, отметим, что учебно-методическое обеспечение по применению интерактивных технологий в последипломной подготовке офицеров тактического уровня Вооруженных сил Украины, то реализация этой части условия прослеживается во всех предыдущих педагогических условиях: проблемные ситуации, деловые игры, тренинги, также является частью учебно-методического обеспечения. Таким образом, определенные содержание, организация и методика формирующего эксперимента способствовали успешному осуществлению программы исследования и выполнению основных требований, предъявляемых к проведению таких экспериментов. 1. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект) / Ю. К. Бабанский. – М. : Педагогика, 1977. – 252 с. 2. Берталанфи Л. Общая теория систем, критический обзор // Исследование по общей теории систем. – М.: Наука, 1969. – С. 23-82. 3. Блауберг И. В. Системный подход / И. В. Блауберг, Е. Г. Юдин // Философский энциклопедический словарь. – М. : Сов. энцикл.

, 1983. – С. 612 613. 4. Дахтин, А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность /А. Н.Дахтин. – М.: Педагогика, 2003. – № 4. – С. 21-26. 5. Луговий В. І. Навчальний процес у закладах системи перепідготовки і підвищення кваліфікації кадрів: досвід та проблеми. / В. І. Луговий, В. Г. Понеділко - К., 2005.

- Вип. 2. - С. 52-64. 6. Монахов В. М. Педагогическое проектирование – современный инструментарий дидактических исследований // Школьные технологии. -2001. - №5. - С.75–89. 7. Нейумин Я. Г. Модели в науке и технике: история, теория, практика. – Л., 1984. – 189 с. 8. Kurt Gödel: The modern development of the foundations of mathematics in the light of philosophy.

1961., p.123. Рецензии: 11.06.2014, 19:06 Рецензия : На наш взгляд статья бы выиграла, если бы был усилен аспект использования интерактивных технологий, который заявлен в названии статьи, а не просто описание целей, задач, принципов эксперимента. В целом, статья заслуживает внимания и может быть рекомендована к публикации 11.06.2014, 21:35 Рецензия : Рекомендуется к публикации! Основания:1.Актуальность интерактивното обучения;2.Четкая методология;3.Андрагогические постулаты дают нужную диагностическую тежест диагностической планировки. 14.06.2014, 13:04 Рецензия : Статья актуальна, хотя следовало бы уделить больше внимания практическоиу использованию интерактивных технологий в процессе обучения будущих офицеров.

Статья рекомендуется к публикации. Комментарии пользователей:

Видео дня:


Комментарии (0) Просмотры: 43
Реклама
Реклама
Реклама