Забыли пароль?

РОЛЬ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ В РАЗВИТИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

РОЛЬ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ В РАЗВИТИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВУДК 37.031.2 Основой видоизменений во всех сферах жизни общества, протекающих в настоящее время в нашей стране, является представление об информационном обществе, которое основывается на разработке, разделении и потреблении больших по объемам информационных ресурсов, накопленных человечеством за определенный промежуток времени. Превращение нашей цивилизации в информационное общество делает актуальной проблему формирования и развития информационной компетентности школьников, которая является важным фактором эффективности ее трудовой деятельности и повседневной жизни. При всем этом состояние информационной компетентности школьников на данный момент является не удовлетворительным. Сложилась ситуация, что выпускники школы ощущают значительные затруднения первых курсах обучения в вузах, это все является негативным следствием бессистемности, не эффективности информационного просвещения в учреждениях общего образования. Следовательно, в педагогике сложилось  противоречие  между  необходимостью целенаправленного формирования и развития информационной компетентности школьников и отсутствием научного и организационно - методического обеспечения управления этим процессом. По мнению Черкашеной, информационная компетентность личности является системообразующей, поскольку именно от уровня овладения этой компетентностью зависит уровень овладения личностью всеми другими ключевыми компетентностями. Главная цель и задача системы общего образования – заложить основы информационной компетентности личности, т. е. оказать помощь ученикам овладеть методами поиска и накопления необходимой информации, а также технологией ее осмысления, обработки и практического применения. Следовательно определение информационной компетентности понимается как интегративное качество личности, представляющее собой систему из единства мотивационной, теоретической и практической готовности и способности учащихся к осуществлению информационной деятельности [4]. В состав информационной компетентности входят следующие три элемента: личностный, управленческий, деятельностный. Личностный элемент содержит в себе стремление к проявлению компетентности, положительное отношение к ее содержанию и объектам приложения.

Этот элемент требует формирования и развития мотивационной сферы учащихся. Управленческий элемент основывается на умениях, обеспечивающих контроль, регулирование и анализ собственной деятельности учащимися. Деятельностный элемент отражает процессы поиска, отбора, переработки информации, а также последующие ее сохранение или передачу. Так же к этим процессам относятся: анализ информации, сравнение различных объектов, обобщение, систематизация, моделирование [2]. Следовательно, информационную компетентность можно рассматривать как системообразующее качество личности, необходимое для усвоения различных способов работы с информацией. Формирование компетенции совершается в процессе решения учениками задач по освоению учебной информации и основывается на развитии его интеллектуальных способностей. Для того, чтобы данные элементы информационной компетентности формировались на протяжении всего процесса обучения, целесообразно использовать ментальные карты.

Ментальные карты – это методика построенная на создании эффективных альтернативных записей в основе которой является ассоциативное мышление. Следовательно процесс построения ментальных карт будет простым, понятным и занимательным. Этот метод позволяет отобразить процесс общего системного мышления. Ментальные карты создаются двумя способами: рисуются от руки на листе бумаге и с помощью специализированного программного обеспечения. С помощью ментальных карт, можно осуществить процесс развития и формирования 3-х элементов информационной компетентности школьников, рассмотренных ранее [3]. При использовании ментальных карт будет протекать процесс формирования личностного элемента информационной компетентности. Так как, данный элемент содержит в себе отношения учащихся к образовательным информационным технологиям, средствам обучения. Так же здесь влияет фактор мотивации учащихся к процессу обучения.

Таким образом, используя ментальные карты, учащиеся будут мотивированны к процессу обучения. Ведь ментальные карты, представляют собой метод обработки, структурирования, записи информации, в таком виде, в котором учащимся будет легче запоминать сложный материал. Кроме того, процесс создания ментальных карт является увлекательным и интересным занятием. Что бесспорно понравится учащимся. При создании ментальных карт, имеется возможность использовать различного рода средства обучения такие как: интерактивная доска, веб-сервисы, Программное Обеспечение на компьютере.

Таким образом ученикам будет интересно создавать ментальные карты, тем самым быть вовлеченными в занимательный процесс, используя различные информационные и технические средства. Формирование управленческого элемента информационной компетентности будет аналогично протекать при применении ментальных карт. В данный элемент входят такие компоненты как: ключевые умения, навыки, которыми должны обладать учащиеся. К таким умениям относятся: планирование, контроль, организация своего времени, а так же регулирование и анализ своей деятельности. Для того чтобы данные навыки развивались, целесообразно использовать ментальные карты. Применяя ментальные карты, учащийся сможет организовать свою деятельность, структурировать свои дела и занятия в общую систему ментальной карты.

Тем самым, ему становится видно важность тех или иных дел, которые разделены по ветвям или выделены цветовыми приемами. Кроме того, ученик может выполнять регулирование, анализ и контролировать свою деятельность, которая будет отслеживаться в ментальных картах. Следовательно ученик будет видеть результат своей деятельности в наглядной форме, и без усилий сможет ее проанализировать. Последним структурным звеном информационной компетентности, который будет формироваться при использовании метода ментальных карт это – деятельностный элемент.   Данный элемент включает в себя навыки работы с информацией, такие как: анализ, сравнение, синтез, обобщение, моделирование и т. д. Чтобы данные умения формировались у учащихся на протяжении всего процесса обучения и уровень знаний и умений был высокий, целесообразно использовать ментальные карты. При их использовании, учащиеся на основе построенных ментальных карт, могут производить их сравнение, где учащимся будет видно различимые и схожие характеристики, понятия, признаки. Кроме того, на основе нескольких ментальных карт, учащиеся смогут произвести синтез и создать общую ментальную карты, объединяющую все карты взятые за основу в единую систему. Таким образом, ментальные карты являются эффективным информационным средством в формировании информационной компетентности учащихся. В настоящее время, использование ментальных карт в процессе обучении школьников может дать высокие положительные результаты, так как ученики обучаются выбирать, искать, структурировать и запоминать необходимую главную информацию, а также применять её в последующем на практике.

Ментальные карты помогают способствуют развитию креативного и критического мышления, внимание и память школьников, кроме того сделать процесс обучения наиболее интересным, занимательным, целенаправленным и эффективным [1]. 

Видео дня:


Комментарии (0) Просмотры: 80
Реклама
Реклама
Реклама