Забыли пароль?

Особенности карьерных ориентаций у студентов с разным уровнем самоактуализации и рефлексии

Особенности карьерных ориентаций у студентов с разным уровнем самоактуализации и рефлексииСтатья опубликована в №7 (март) 2014 Разделы: Размещена 15.03.2014. Последняя правка: 19.03.2014. Научный руководитель: Лопес Елена Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент УДК 159.9.07 В современном обществе успешность профессионального развития как в процессе решения профессиональных задач, так и на стадии обучения определяется не только квалификацией и уровнем компетентности молодого специалиста, но и глубинными, смысловыми ориентирами личности, способной к постоянному саморазвитию и творчеству. Изменения образовательной среды меняют требования к личности специалиста: наиболее конкурентоспособными на рынке труда являются те выпускники профессиональных учебных заведений, которые сознательно планируют карьеру и, как следствие, характеризуются четко выраженной субъектной позицией в профессиональной деятельности, не сводящейся к узкопрофессиональным навыкам, но обуславливающей простоту их приобретения. Так, с точки зрения В. И. Слободчикова, субъектом является профессионал, который способен не только реализовывать деятельность, но и «рефлексировать ее основания и средства во всей полноте ее нормативной структуры» [8,с. 24–29]. На этапе профессионального обучения определение карьерных планов представляет особую значимость и возможно через выявление доминирующих карьерных ориентаций. При этом анализируя дальнейший профессиональный рост в контексте постоянно возникающих новых запросов рынка, большую роль играет соотнесение ценностных ориентаций в карьере с психологическими особенностями личности – самоактуализацией и рефлексией, которые выступают как фактор развития карьеры. Иначе говоря, выявление детерминант карьерных ориентаций личности на этапе профессиональной подготовки – самоактуализации и рефлексии – позволяет определить качественную личностно-профессиональную характеристику будущего специалиста и спрогнозировать вероятность успеха в профессиональной деятельности. Объектом исследования выступили карьерные ориентации.

Предмет исследования – особенности карьерных ориентаций у студентов с разным уровнем самоактуализации и рефлексии. Целью научного исследования явилось определение особенностей карьерных ориентаций у студентов, характеризующихся разным уровнем самоактуализации и рефлексии. В соответствии с этапами достижения цели научного исследования были определены следующие задачи: 1. Осуществить теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме карьерных ориентаций, самоактуализации и рефлексии. 2. Определить параметры и характеристики высокого и низкого уровней развития самоактуализации у студентов.

3. Выявить взаимосвязи карьерных ориентаций с рефлексивностью и самоактуализационными характеристиками, а также различия этих взаимосвязей у студентов в группах, отличающихся по уровню развития самоактуализации. 4. Определить показатели рефлексивности личности студентов, характеризующихся высокими и низкими уровнями самоактуализации. Обратимся к теоретическому анализу феноменов, составляющих предмет исследования и содержание следующих теорий: - якорная модель профессионального развития (Д. Сьюпер, Д. Холланд, Э. Г. Шейн), согласно которой карьерные ориентации являются элементом Я-концепции, отражающим выбранное субъектом направление профессионального продвижения, основанное на его потребностях, мотивах, интересах, способностях. Карьерные ориентации рассматриваются как структурный компонент профессиональной карьеры личности.

Общей стратегией научного поиска психологического содержания данного понятия можно, опираясь на работы Э. Шейна, Е. Г. Молл, Е. Ф. Рыбалко, Н. А. Волковой и др., назвать определение его сущностных характеристик. С точки зрения Э. Шейна, понятию «карьерная ориентация» соответствует термин «якорь карьеры». «Якорь карьеры», или карьерная ориентация, является важным составляющим элементом профессиональной «Я-концепции», возникает в процессе социализации на основе и в результате накопления профессионального опыта в начальные годы развития карьеры и служит для управления, стабилизации и интеграции индивидуальной карьеры [11]. - концепция рефлексивности А. В. Карпова, в которой рефлексия представлена одновременно как и уникальное свойство, присущее лишь человеку, и состояние осознания чего-либо, и процесс репрезентации психике своего собственного содержания. Как психическое свойство рефлексивность имеет индивидуальный диапазон выраженности [5]; - теории и концепции самоактуализации личности, личностного роста в экзистенциальном и личностно-центрированном направлениях гуманистической психологии, представленной в работах Д. Бьюдженталя, А. Маслоу, Р. Мэя, Г. Оллпорта, К. Роджерса. Основополагающей для гуманистического направления является идея о том, что осознанное стремление к максимально возможному раскрытию своего человеческого потенциала и его реализации в практической жизнедеятельности на благо общества путем самоактуализации является необходимым фактором полноценного развития человека [12]. В нашем исследовании мы будем рассматривать самоактуализацию как процесс, который имеет свои особенности проявления в учебно-профессиональной деятельности, и как интегративное личностное образование, представленное определенными личностными свойствами и имеющее четкую структуру. Самоактуализация в процессе обучения в вузе является залогом успеха последующей профессиональной деятельности, и поэтому значимым является определение того влияния, которое оказывает уровень профессиональной направленности на личностный рост в период обучения в вузе. Гипотеза исследования: существуют различия в структуре карьерных ориентаций в зависимости от уровня развития самоактуализации и рефлексивности студентов. Обследование проводилось в 2013-2014 гг. на выборке студентов 4-го курса численностью 53 человека (27 мужчин и 25 женщин).

Возраст принявших участие в исследовании респондентов –19–45 лет. Для сбора данных и анализа результатов эмпирического исследования был использован комплекс методов, в состав которого вошли: 1) метод тестов («Опросник карьерных ориентаций» (Э. Шейн), Тест «Рефлексивность» (А. В. Карпов), «Модифицированный опросник диагностики самоактуализации личности САМОАЛ» А. В. Лазукина в адаптации Н. Ф. Калина); 2) методический аппарат современного статистического анализа данных, включая корреляционный анализ (корреляция Пирсона), кластерный анализ, параметрические критерии (t-критерий Стьюдента) и непараметрические критерии (тест Колмогорова-Смирнова для проверки формы распределения). Данные обрабатывались при помощи пакета статистических программ SPSS 17.0. По результатам кластерного анализа с учетом среднеарифметического значения по интегральной шкале методики САМОАЛ x ср. = 91,31 балла выборка обследования была разделена на 2 кластера: испытуемые с высоким уровнем СА (1-й кластер, студенты с высоким уровнем самоактуализации, n=27) и испытуемые с низким уровнем самоактуализации (2-й кластер, студенты с низким уровнем самоактуализации, n =26). Наибольшее проявление в группе студентов с высокой самоактуализацией получили карьерные ориентации «служение» (xср = 8,33) и «интеграция стилей жизни» (хср = 7,95); наименее студенты ориентированы на «стабильность места жительства» (хср = 5,14) и «профессиональную компетентность» (хср = 6,44) (см. рис.1). рис.1. Средние показатели выраженности «карьерных якорей» у студентов с ВУ СА Мы склонны объяснять такие результаты тем, что у студентов с высоким уровнем самоактуализации нет осознания того, что деловой успех во многом определяется профессиональными достижениями и опирается на развитие профессиональных компетенций. Студенты стремятся так организовать свое время, чтобы распределить его и на учебу, и на творческую самореализацию, и на отдых. Возможно, это связано с тем, что у современных студентов значительно смещены акценты с упорной учебы и освоения профессиональных навыков на стремление «попробовать» себя везде и во всем. С другой стороны, на первом месте в иерархии карьерных якорей у студентов данной группы на первом месте находится якорь «Служение». Это свидетельствуют о том, что молодые люди – будущие педагоги, учась в высшем учебном заведении, ориентируются на социально значимые, благородные мотивы деятельности и не нацелены на исключительно личную выгоду. У студентов с низким уровнем самоактуализации иерархия карьерных якорей распределилась следующим образом: наибольшее выражение получили ориентации «стабильность работы» (хср = 8,81) и «служение» (хср = 7,51); наименьшее – «предпринимательство» (хср = 5,62) и «профессиональная компетентность» (xср = 5,69) (см. рис.2). рис. 2. Средние показатели выраженности «карьерных якорей у студентов с НУ СА Таким образом, студенты с низким уровнем самоактуализации, так же как и студенты с высоким уровнем самоактуализации, учитывают и признают важность элемента служения и социальной пользы в своей профессии. Однако наибольшую ценность для них имеет стабильная и надежная работа. Данная группа студентов испытывает потребность в безопасности и возможности прогнозирования относительно будущей профессии.

Мы полагаем, что данные результаты можно обосновать тем, что молодые люди с низкими показателями реализации своих возможностей и способностей предпочитают «страховать» себя от возможных неудач и поэтому нацелены на стабильность и однотипность в профессиональном развитии. Поэтому такая карьерная ориентация как «предпринимательство» тоже будет связана для них с рисками и условиями жесткой конкуренции. Аналогично со студентами первой группы, они не ориентированы на углубление и развитие профессиональных навыков в ущерб другим якорям. С целью определения различий в проявлении карьерных ориентаций у студентов с разным уровнем самоактуализации нами был использован t-критерий Стьюдента для независимых выборок. Предварительно на данной выборке был проведен тест Колмогорова-Смирнова с целью проверки распределения на нормальность, в результате которого отклонения от нормального распределения по шкалам опросника карьерных якорей и интегральному показателю теста САМОАЛ не обнаружены (p> 0,05). По результатам теста Стьюдента, гипотезу об отсутствии различий между групповыми средними можно отвергнуть при сравнении уровня самоактуализации с карьерными ориентациями: «автономия» (p = 0,042), «стабильность работы» (p = 0,054) и «предпринимательство» (p = 0,004). Таким образом, проявление данных карьерных ориентаций различается в группах студентов с низким и высоким уровнями самоактуализации. По остальным шкалам статистически значимых различий не обнаружено. Чтобы определить характер и направление взаимосвязей в каждой из групп, нами был использован параметрический метод – коэффициент корреляции Пирсона. Наиболее выраженными тенденциями к самоактуализации у будущих педагогов являются ориентация во времени (хср = 11,33) у студентов с высоким уровнем саморазвития и принятие гуманистических ценностей (хср = 14,00) у студентов с низким уровнем саморазвития. В то же время результаты исследования самоактуализационных тенденций показывают, что уровень выраженности некоторых показателей не является достаточно высоким и не достигает уровня стремления к самоактуализации: «спонтанность» (хср = 7,81) и «взгляд на природу человека» (хср = 8,74) у студентов с высоким уровнем саморазвития и «спонтанность» (хср = 4,00), «автономность» (хср = 4,00) и «самопонимание» (хср = 4,50) у студентов с низким уровнем саморазвития.

У студентов с высоким уровнем самоактуализации (n = 27) не выявлено статистически значимых взаимосвязей показателей по шкалам карьерных ориентаций с интегральным значением самоактуализации, но обнаружены 5 взаимосвязей показателей шкал опросника карьерных «якорей» с самоактуализационными особенностями. Так, шкала профессиональной компетентности положительно коррелирует со шкалами «взгляд на природу человека» (r = 0, 57, p = 0,05) и «аутосимпатия» (r = 0, 42, p = 0,05); «стабильность места жительства» отрицательно взаимосвязана со шкалой «ценности» (r = - 0,62, p = 0,01); отрицательная корреляционная связь выявлена между шкалами «интеграция стилей жизни» и «потребность в познании» (r = - 0,50, p = 0,01); положительно коррелируют показатели по шкалам «предпринимательство» и «спонтанность» (r = 0,39, p = 0,05). Таким образом, исходя из полученных данных, можно составить краткий психологический портрет личности студентов с высокой самоактуализацией: они хорошо понимает экзистенциальную ценность жизни «здесь и теперь», способны наслаждаться актуальным моментом, не сравнивая его с прошлыми радостями и не обесценивая предвкушение грядущих успехов. Но в то же время их отличает недостаточная вера в людей, в искренность намерений окружающих, в возможность реагировать спонтанно и естественно на различные профессиональные и жизненные ситуации. При возрастании профессиональных способностей у них растает вера в могущество человеческих возможностей, доверие к людям и формируется позитивный взгляд на себя как на личность в целом; они разделяют ценности самоактуализирующейся личности и не боятся строить карьеру, которая предполагает переезды и командировки; желание уравновесить все жизненные сферы у них приводит к снижению познавательных потребностей; ориентация на предпринимательство, желание строить бизнес-карьеру вытекает из возрастания уверенности в себе, ощущения свободы и доверия к окружающему миру. В группе студентов с низким уровнем самоактуализации (n = 26) обнаружены статистически значимые взаимосвязи показателей по шкалам карьерных ориентаций (по 3 из 9 шкал) с интегральным значением самоактуализации.

Положительные корреляционные связи выявлены у общего значения теста САМОАЛ со шкалами "профессиональная компетентность(r = 0,41, p ≤0,05), "служение"(r = 0,50, p ≤ 0,01) и "вызов" (r =0,56, p ≤ 0,01). Таким образом студенты с низким уровнем самоактуализации разделяют ценности самоактуализирующийся личности (истинность, добро, красота, целостность и др.), что отражает их стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с другими людьми. Но в то же время у них недостаточно выражены стремление к автономности и спонтанности, которые отражают зрелую и уверенную жизненную позицию, связанную с принятием ответственности за свою жизнь и проявлением независимости и свободы. При возрастании общего уровня саморазвития в данной группе растет стремление развивать свои способности в определенной деятельности, совершенствовать профессиональные знания и умения; актуализируется потребность помогать и приносить пользу людям, решать трудные задачи. Множественные показатели выявлены у студентов данной группы между отдельными показателями по шкалам опросников карьерных ориентаций и самоактуализации. Положительные корреляции обнаружены между: «профессиональной компетентностью» и «ценностями» (r = 0,43, p = 0,05) , «профессиональной компетентностью» и «креативностью» (r = 0,39, p = 0,05); «стабильностью работы» и «ориентацией во времени» (r = 0,43, p = 0,05); «служением» и «ценностями» (r = 0,56, p = 0,01), «служением» и «креативностью» (r = 0,49, p = 0,05); «вызовом» и «ценностями» (r = 0,54, p = 0,01), «вызовом» и «креативностью» (r = 0,40,p = 0,05); «интеграцией стилей жизни» и «ориентацией во времени» (r = 0,39,p = 0,05). Отрицательные корреляционные связи выявлены между: «автономией» и «гибкостью в общении» (r = -0,42, p = 0,05); между «служением» и «гибкостью в общении» (г = - 0,42, p = 0,05). Полученные значения свидетельствуют о том, что актуализация ориентации на получение профессиональных знаний и навыков у студентов данной группы связана со стремлением к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, а также с творческим отношением к жизни; стремление к решению сложных задачи объясняется возрастанием творческого потенциала; наоборот, снижение автономности и желания помогать другим людям у таких студентов может вызвать развитие способности к самораскрытию и самовыражению в процессе общения с окружающими. Ориентации на служение, решение сложных задач и повышение профессионально-компетентностного уровня вызывают усиление значимости ценностной сферы: для студентов данной группы указанные карьерные «якоря» сами по себе являются важным содержанием планирования карьеры и поэтому входят в ценностно-потребностную сферу. С целью проверки гипотезы об отсутствии различий между групповым средними, нами был применен t-критерий Стьюдента для независимых выборок.

Результаты статистического анализа можно представить следующим образом: средние показатели уровня рефлексивности между двумя группами студентов отличаются в 5 баллов (sd = 3,66). Однако данные различия нельзя считать статистически достоверными, поскольку достигнутый уровень значимости больше критического значения (p = 0,16), что позволяет принять нулевую гипотезу об отсутствии различий между групповыми средними. В группе студентов с высоким уровнем самоактуализации обнаружена отрицательная корреляционная связь между рефлексивностью и аутосимпатией (r = -0,42, p ≤ 0,05). Такие результаты, на наш взгляд, обусловлены тем, что глубокий самоанализ мешает студентам данной группы в формировании позитивного представления о себе. У студентов с низким уровнем самоактуализации выявлены положительные корреляции рефлексивности со шкалами «ценности (r = 0,40, p≤0,05) и «креативность» (r = 0,46, p ≤ 0,05) теста САМОАЛ. Это указывает на то, что в данной группе при возрастании способности к самоанализу актуализируются ценности саморазвития и творческий потенциал. Достоверных корреляций между общим уровнем рефлексивности и интегральным показателем самоактуализации в обеих группах не выявлено. В группе студентов с высоким уровнем самоактуализации значимых корреляционных связей между общим уровнем рефлексивности и карьерными ориентациями не обнаружено. В группе студентов с низким уровнем самоактуализации были выявлены положительные корреляционные связи некоторых карьерных ориентаций с рефлективностью: «служение» (r = 0,40, p ≤ 0,05) и «вызов» (r = 0, 39, p ≤0,05). Таким образом, проявление карьерных якорей «служение» и «вызов» характеризуется наибольшей осмысленностью и осознанностью.

1. Выявлены различия в выраженности карьерных ориентаций «автономия», «стабильность» и «предпринимательство» у студентов с ВУ и НУ развития СА. 2. Определены различия в картине взаимосвязей самоактуализационных характеристик с карьерными ориентациями у студентов, отличающихся по уровню СА. Полученные показатели позволяют характеризовать студентов с ВУ СА как хорошо понимающих экзистенциальную ценность жизни «здесь и теперь», но недостаточно располагающих доверием к окружающим; ориентация на предпринимательство, желание строить бизнес-карьеру связана с возрастанием уверенности в себе, ощущения свободы и доверия к окружающему миру. Студенты с ВУ СА время недостаточно автономны и спонтанны, стремление развивать свои способности в определенной деятельности, совершенствовать профессиональные знания и умения; потребность помогать и приносить пользу людям актуализируются при возрастании общего уровня саморазвития. 3. Отсутствие значимых различий в результатах обследования показателей рефлексивности характеризуют студентов с ВУ и НУ СА как достаточно адекватно сознающих себя и внешний мир. 4. Обнаруженные корреляционные связи между самоактуализационными характеристиками и уровнем развития рефлексивности позволяют говорить о том, что развитые способности к рефлексии у студентов ВУ СА мешают формированию аутосимпатии, тогда как для студентов с НУ СА способствуют актуализации ценностной и творческой сфер. 5. Установлены характеристики осознанности некоторых карьерных ориентаций («служение», «вызов») в группе студентов с НУ СА. 6. Заявленная гипотеза подтверждена частично. 1. Веретнов А. И. Влияние рынка труда на профессиональную ориентацию студентов: автореф.

дис. канд. социологических наук / А. И. Веретнов. — Екатеринбург, 2007. 2. Жданович А. А. Карьерные ориентации в структуре профессиональной Я-концепции студентов: автореф. дис. канд. психол.

наук. — М., 2008. 20 с. 3. Зеер Э. Ф. Психология профессий. Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд., перераб.

, доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 4. Иванова Е. М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. – М., 1987. 5. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. – 2003. – № 5. – С. 45-57. 6. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. – СПб.: Речь, 2005. 7. Рабочая программа и методические указания по организации и проведению научно-исследовательской и квалификационной практики (ГОС-2000).

– Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. университет», 2012. 8. Слободчиков В. И. Антропоцентрический кризис европейской модели человека // Кентавр – 2005. – №36. – с.24–29]. 9. Соловьёва Е. М. Карьерные ориентации студентов – психологов // Сборник материалов IV Всероссийского съезда психологов образования. URL: http://www. lomonosov msu. ru/archive/Lomonosov_2008/18_2.pdf (Дата обращения: 27.02.2014). 10. Толстых А. В. Морально-этические проблемы психологической практики.

– М., 1988. 11. Шаповалов В., Ивашкин А. Этапы «карьерной подготовки» в вузе // Высшее образование в России. — 2006. —№ 4. — С. 110-113. 12. Ященко Е. Ф., Ященко Э. В. Особенности смысложизненных ориентаций студентов с разным уровнем самоактуализации на завершающем этапе обучения в вузе // Вестник ЮУрГУ, серия «Психология». – Челябинск, 2012. – Вып.18, № 31 (290). – С. 25–34. Рецензии: 15.03.2014, 14:32 Рецензия :  Работа хорошая, и если все это действительно выполняет студент - то честь и хвала тому преподавателю, который вас научил все эти методы математической статистики применять на практике.

Исправьте в тексте возраст - у вас студенты 3-4 кусов, а возраст 18-45 лет???? Работа может быть опубликована 15.03.2014, 20:16 Рецензия : Статья решает удачно тезис, подчинен кариерных ориентаций(предпочитаний)студентов. Емпирические ориентиры в динамической ретроспекций стаьи улесняют методологию исследования. Дизайн исследования, верификация и апробация основных методов диагностики четко сработаны. Одно замечание-так как пропедевтика карьерных выборов деликатная тема, нужно и мнение експертов(експертная оценка методологического инструментария).Рекомендуется к публикаций! 16.03.2014, 14:11 Рецензия : Статья грамотна, информативна, логична. Соблюдены все методологические требования, предъявляемые как к структуре и содержательному наполнению статьи, так и к описанию и оформлению результатов эксперимента. Статья может быть рекомендована к публикации 19.03.2014, 17:10 Рецензия : Обоснование актуальности и изложение хода проведения научного эксперимента осуществлены вполне взвешено. При условии учёта замечаний Уважаемых рецензентов статья вполне может быть рекомендована к печати.

С уважением, профессор Н. А.Супрун 16.01.2015, 8:19 Рецензия 20.01.2015, 13:50 Рецензия : Сепрькезная исследовательская работа. Рекомендуется к публикации. Комментарии пользователей:

Видео дня:


Комментарии (0) Просмотры: 70
Реклама
Реклама
Реклама