Забыли пароль?

КЛИНИКО-ПАРАКЛИНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕСПИРАТОРНО-АФФЕКТИВНЫХ СУДОРОГ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

КЛИНИКО-ПАРАКЛИНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕСПИРАТОРНО-АФФЕКТИВНЫХ СУДОРОГ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТАСтатья опубликована в №17 (январь) 2015 Разделы: Размещена 04.01.2015. Последняя правка: 09.01.2015. Научный руководитель: Садыкова Гулчехра Кабуловна - д. м.н., профессор кафедры неврологии, детской неврологии и медицинской генетики УДК:616.8-009.24-053.37-036 Введение: Респираторно-аффективные судороги (РАС)  являются актуальной проблемой в нейропедиатрии, частота которых в детской популяции, по разным данным, составляет 4 до 13%[5, с 191] . Учитывая, что РАС сопровождаются апноэ и асистолией, многие авторы рассматривают их в структуре угрожающих жизни состояний. По данным некоторых авторов, РАС составляет около 8 % таких состояний. [1,с 52; 3,с 24; 4,с 224; 6,с 5-10;]. Пароксизмы обычно возникают в возрасте от 6 месяцев до 6 лет. Редко РАС могут дебютировать в неонатальном периоде или после 2 лет. Частота РАС у ребенка может варьировать от одного приступа в час, до одного в месяц и реже. Относительно связи РАС с эпилепсией в литературе нет единого мнения. Одни авторы относят РАС всегда и безусловно к неэпилептическим пароксизмам психогенного и в тоже время гипоксического генеза [8,с 60] другие – к переходным церебральным приступам, объединяющим в себе неэпилептические и возможно эпилептические механизмы [3,с 24], третьи – к факторам риска по эпилепсии у детей [2, с 336]. Отмечено, что эпилепсия чаще развивается у детей с РАС в анамнезе, чем в среднем в популяции [4, с 191].   Цель исследования: Изучить клинико-параклиническую характеристику респираторно-аффективных судорог у детей.

Материал и методы исследования: Нами были обследованы 80 детей в возрасте от 6 месяцев до 5 лет. Они были разделены на 2 группы: основную группу составили 50 детей с респираторно-аффективными судорогами, в конрольную группу вошли 30 практически здоровых детей. Алгоритм обследования детей включал в себя: общеклиническое и неврологическое обследование, проведение лабораторных исследований, регистрацию электроэнцефалограммы. Обработка и анализ всех полученных данных выполнялся с использованием возможностей статистической обработки программного пакета «Microsoft Exсel». При статистической обработке вычислялись значения средней арифметической (М), среднеквадратического отклонения и стандартная ошибка (m) . Достоверность различий оценивалась по t-критерию Стьюдента. Результаты и их обсуждение: Средний возраст детей с основной группы составил 1,60±0,29 лет, с контрольной группы 1,66±0,33 лет соответственно. По результатам исследования выявлены гендерные различия: в обеих исследуемых группах число мальчиков преобладало над числом девочек и составило следующее: в основной группе 32 (64%):18 (36%) (соотношение полов 1,78:1)  и в контрольной группе 16 (53,3%):14 (46,7%) ( соотношение полов 1,14:1) соответственно.  Распределение детей в сравниваемых группах по возрастным интервалам было следующим образом.  Большинство обследованных детей в обеих группах вошли 13-24 месячный возрастной интервал, в основной группе 20 (40%) детей, в контрольной группе 10 детей (33,3%) соответственно. Распределение оставшихся детей по возрастным интервалам было таковым: с основной группы 17 (34%) и  с контрольной группы 9 (30%) детей вошли 6-12 месячный интервал; по  8 (16%) и 7(23,3%) детей с каждой группы пришлись на 25-36 месячный интервал и наконец, самое меньшее количество детей, по 5 (10%)  и 4 (13,3%) с каждой группы, следовательно вошли в  37-60 месячный возрастной интервал.

    Дебют респираторно-аффективных приступов у 19 (38%) детей приходился на 6-12-месячный возрастной интервал. В  13-18-месячном возрасте первая манифестация  приступов наблюдалась у 17 (34%) , в 19-24 месячном возрастном интервале  и до 6 месячного возраста в равном количестве детей, то есть у 5 (10%).  После 2-летнего возраста  приступы впервые наблюдались у 4 (8%) детей. Наблюдаемость (повторяемость) приступов имел отличительные особенности у исследованных  детей. В превалирующих случаях (наблюдениях), у 28 (56%) исследованных детей отмечались ежедневные приступы.

У 17 (34%) детей приступы фиксировались еженедельно и  у оставшихся 6 (12%) детей приступы характеризовались ежемесячной повторяемостью. Частота приступов варьировала в широком диапазоне. Исходя от вариабельности  повторяемости приступов и целью получения среднего числа приступов,  в качестве  условного  ориентира был выбран месячный период. В большинстве случаев  наблюдались более 10 приступов в месяц у 24 (48%) детей. У 20 (40%) детей число приступов в месяц доходил до 5  , у оставшихся  6 (12%) детей  число приступов варьировал от 5 до 10 приступов  в месяц. Продолжительность приступов также различалась у обследованных детей и колебался от 5  до 40 секунд.

  Для получения усредненных значений нами условно были выбраны 3 временных интервала. Таким образом, у 23 детей (46%) приступы продолжались до 10 секунд, у 21 (42%) детей 10-20 секунд. В остальных 6 (12%) случаях продолжительность приступов превышал 20-секунд. У 31 (62%) детей в качестве провоцирующего фактора выступал неполучение желаемого, у 17 (34%) детей гнев, ярость, у 9 (18%) детей боль, укол, травма. В редких случаях, то есть у 6 (12%) детей в качестве провоцирующего фактора выступал  испуг, страх.      В развитии респираторно-аффективных приступов определенная роль принадлежит наследственной предрасположенности. С целью выявления наследственной предрасположенности  у обследованных детей был проведен подробный опрос родителей на предмет наличия у них  судорожных проявлений в детском и старшем возрастах,  эпилепсии, невротических проявлений, у родственников пробанда. Наследственная предрасположенность по пароксизмальным состояниям и в частности РАС  прослеживалась в 36 (72%) случаев в оставшихся 14 (28%) случаев не было отмечена наследственная предрасположенность.

Так, согласно классификации В. И.Гузевой приступы наблюдаемые у детей были разделены на 3 вида. У 40 (80%) детей отмечались  невротические и неврозоподобные приступы, которые имели психогенную природу являясь выражением недовольства, неисполненного желания, гнева. Так,  при отказе выполнения требования и  с целью обращения на себя внимания близких, ребенок начинал плакать, кричать, в результате  у ребенка происходила остановка дыхания на высоте вдоха после чего появлялся цианоз или бледность кожи.  У 6 (12%) детей были зафиксированы аффективно-провоцируемые синкопы, которые чаще наблюдались в виде ответной реакции  на боль при падении или инъекции, и сопровождались выраженными вазомоторными нарушениями, резким побледнением кожных покровов.

 У 4 (8%) детей отмечались «эпилептические» аффективно-респираторные припадки, которые протекали с  нарушением сознания,  резкой  мышечной гипотонией, кратковременными тоническими и клоническими судорогами  и непроизвольным мочеиспусканием. Изменения цвета кожных покровов детей во время приступов тоже была различного характера. Так,  у 34 (68%) детей кожа во время приступов приобретала цианотический оттенок. Напротив, у 9 (18%) детей отмечалось побледнение кожных покровов  во время приступов.

У  7 (14%) обследованных детей временами кожные покровы приобретали цианотический и временами бледный оттенок, то есть имели смешанный характер.  Распределение исследуемых детей в зависимости от типа течения приступов представляется следующим  образом. Так, у 38 (76%) детей отмечались типичные респираторно-аффективные приступы. Атипичные приступы имели место в  12 случаях, что составило (12 %). Из них  у 4 (%) пациентов респираторно-аффективные приступы напоминали вторично-генерализованные тонико - клонические эпилептические приступы, то есть на фоне плача  возникала задержка дыхания с вегетативными проявлениями, затем потеря сознания, резкое повышение мышечного тонуса и клонические подергивания конечностей. У других 6 (12%) пациентов имели место  приступы сопровождавшиеся внезапным снижением мышечного тонуса, обмяканием с полной потерей сознания и вегетативными проявлениями. У 2 (4%)  детей типичные респираторно-аффективные приступы сочетались  с фебрильными судорогами.  При клинико-неврологической  оценке состояния детей с основной группы была зафиксирована  рассеянная микроочаговая симптоматика (Таблица-1 ) . Со стороны черепно-мозговых нервов у детей с основной группы были отмечены следующие симтомы: у 2 (4%) косоглазие, у 3 (6%) слабость конвергенционной функции зрачков, у 6 (12%) легкая асимметрия носогубных складок (центральный парез лицевого нерва),  у 5 (10 %) легкая девиация языка ( центральный парез подъязычного нерва).

Таблица-1. Клинико-неврологическая характеристика обследованных  детей ( P ± m )% *-р<0,05. Со стороны двигательной сферы были регистрированы следующие пирамидные нарушения: у 5 (10%) детей  мышечная гипертония, у 7 (14%)  мышечная гипотония, у 2 (4%) мышечная дистония. При оценке рефлекторной сферы у детей  основной группы  была отмечена гиперрефлексия сухожильных рефлексов в 11 (22%)* случаях, гипорефлексия сухожильных рефлексов в 9 (18%) и анизорефлексия  сухожильных рефлексов только 3 (6%) случаях.  У 5 (10%)* детей был зафиксирован непостоянный симптом Бабинского. Среди координаторных нарушений у 5 (10%) детей была выявлена  неустойчивость в позе Ромберга, у 3 (6%) детей был регистрирован легкий интенционый тремор и  у 5 (10%)  детей - нистагм.  полученные результаты  несколько отличались от таковых показателей с основной группы. Со стороны черепно-мозговых нервов были зафиксированы следующие симптомы: у 1(3,3%) ребенка слабость конвергенционной функции зрачков, у 2 (6,6%) детей  сглаженность носогубных складок,  2 (6,6%) детей легкая девиация языка. Со стороны двигательной сферы были регистрированы следующие пирамидные нарушения: у 1 (3,3%)  ребенка  мышечная гипертония, у 2 (6,6%)  мышечная гипотония. При оценке рефлекторной сферы у детей с контрольной группы  была отмечена гиперрефлексия сухожильных рефлексов в 2 (6,6%)* случаях, гипорефлексия сухожильных рефлексов в 2 (6,6 %) и анизорефлексия  сухожильных рефлексов только в 1 (3,3%)случае.  Из координаторных нарушений у 3 (10%) детей была выявлена  неустойчивость в позе Ромберга, у 1 (3,3%) был регистрирован легкий интенционый тремор и  у 2 (6,6%)  детей - нистагм.

 При оценке моторного и психоречевого развития детей с помощью шкалы А. Гезелла у 4 (8%)*  и у 6 (12%) детей с основной группы были выявлены легкая задержка моторного и психоречевого развития. В контрольной группе моторное и психоречевое развитие всех детей полностью.     По результатам данных общеклинического анализа крови,  у 6 (12%) детей  основной и у 17(56,6%) детей  контрольной группы показатели гемоглобина, эритроцитов и цветового индекса  соответствовали в возрастным нормам. У 9 (18%) детей  основной и 10 (33,3%)  контрольной группы была выявлена анемия 1- степени.

  У 27 (54%) детей основной и у 3 (10%) детей  контрольной группы была зафиксирована анемия 2-степени. У 8 (16%) детей  основной группы была регистрирована  анемия 3- степени. Напротив  в контрольной группе дети с анемией 3-степенью отсутствовали.   Показатели кальция у 7 (14%) детей  основной и  у 18 (60%) детей контрольной группы соответствовали к нормальным показателям.  Гипокальциемия была зафиксирована у 43 (86%) детей  основной и у 13 (43,3%) детей  контрольной группы.  является основным методом диагностики респираторно-аффективных судорог, также с ее помощью можно дифференцировать эпилептические и неэпилептические пароксизмальные состояния. Всем детям основной группы был проведен рутинная электроэнцефалография. Результаты ЭЭГ исследования приведены в таблице 2. У 7(14%) детей ЭЭГ признаки соответствовали возрастной норме, у 5(10%) было выявлено признаки ирритации и вовлечения корково-подкорковых структур, у 2 (4%) детей – признаки задержки формирования возрастных ритмических диапазонов, у 6 (12%) – межполушарная асимметрия, у 6 (12%) – эпилептическая активность.

У 23 (46%) детей была регистрирована судорожная готовность, из них у 14 (28%) низкий уровень судорожной готовности, у 9 (18%) – высокий уровень судорожной готовности Таблица 2. Электроэнцефалографические характеристики обследованных детей. Заключение: Респираторно-аффективные судороги имеют отличительные признаки которые отличают их от других пароксизмальных состояний. В большинстве случаев дебют данных приступов приходится на 6-12 месячный интервал. Респираторно-аффективные приступы всегда наблюдаются после воздействия провоцирующих факторов приводящих к аффекту, которые в свою очередь запускают следующие шаги развития приступов. Повторяемость, частота, тип течения приступов отличаются индивуальностью и по- видимому зависит от психоэмоционального статуса ребенка, наличия коморбидных состояний (железодефицитная анемия, гипокальциемия)  у детей.  Электроэнцефалографические признаки не имеют специфического характера.

Исходя из вышеуказанного можно сделать заключение о том, что диагностика респираторно-аффективных судорог требует детального изучения характеристик судорог  и результатов параклинических методов. 1.Амос Е. Г., Иванова (Гузеева) В. И., Коровин А. М. Судорожные пароксизмы у детей раннего детского возраста: Гез. докл.-М., 1991 – с 52. 2.Карлов В. А. Эпилепсия М.1990г. 336с 3. Кельин Л. Л. Пароксизмальные расстройства сознания как преморбидные проявления эпилепсии у детей. 1990.

-24 с. 4. Коровин А. М. Судорожные состояния у детей. Л..- Медицина,1992 – 224с. 5.Миридонов В. Т. Церебральные пароксизмы в детской неврологической клинике. Пермь, 1994.

-191 с. 6. Харитонов Р. А., Рябинин М. В. Аффективно-респираторные приступы (клиника, патогенез и реабилитация) «Жур. Невр. и псих.» 1990-6- с 5-10. 7.Школьникова М. А. Пароксизмальная брадикардия и асистолия у детей с аффективно-респираторными приступами: естественное течение, прогноз и тактика ведения. Вестник аримологии 2005г. 8с 8. Schmitt J. Crises nerveuses non epileptiques //Encycl. Med. Chil. - Paris. -1979.

-17045. - A-60. Рецензии: 4.01.2015, 14:31 Рецензия : Р Е Ц Е Н З И Я на статью Шавката Алимжановича Кудратова «Клинико-параклиническая характеристика респираторно-аффективных судорог у детей раннего возраста» Представленная статья «Клинико-параклиническая характеристика респираторно-аффективных судорог у детей раннего возраста» посвящена весьма актуальному вопросу – исследованию клинико-параклинических характеристик респираторно-аффективных судорог у детей. Работа имеет совершенно определенную прикладную направленность – повышение уровня оказания помощи пациентам с указанной патологией, что убеждает в ее целесообразности и подчеркивает несомненную актуальность темы. Статья построена по принципу оригинального исследования и состоит из: введения, цели, материалов и методов исследования, собственных результатов автора, заключения, библиографического списка источников специальной литературы в количестве 8 наименований (7 – на русском и 1 – на английском языке). Материал, представленный в публикации, изложен авторами логично, последовательно.

В работе присутствуют две таблицы, облегчающие восприятие текстового материала и хорошо его иллюстрирующие. Достоверность результатов не вызывает сомнений, так как исследование выполнено на достаточном числе клинических и лабораторных наблюдений с привлечением методов статистической обработки, соответствующих определенной автором цели. Однако к представленному материалу имеется ряд замечаний и пожеланий. 1. Автору следует (в соответствии с правилами оформления статей в данном электронном издании) официально ввести в текст расшифровку сокращений АРП (в разделе «Введение») и ЭЭГ (в разделе «Результаты и их обсуждение»). 2. Имеется большое число опечаток, неудачных фразеологических оборотов и речевых ошибок, что необходимо исправить. Часть из них с возможными вариантами коррекции приведена ниже. В разделе «Результаты и их обсуждение»: – в последней строке первого абзаца, вероятно, пропущен предлог «в» и следует отредактировать в варианте «...следовательно вошли в 37–60 месячный возрастной интервал»; – в первой строке третьего абзаца следует исправить глагол «имел» на «имела», что послужит согласованию предложения; – в третьем абзаце во втором предложении «В превалирующих случаев...» следует исправить на «В превалирующих случаях (наблюдениях)...

»; – в четвертом абзаце в первом предложении «Частота приступов варьировал...» следует исправить на «Частота приступов варьировала...»; – в четвертом абзаце в конце третьего предложения «...в оставшихся 6 (12%) детей число приступов варьировал от 5 до 10 приступов в месяц» следует исправить на «...у оставшихся 6 (12%) детей число приступов варьировало от 5 до 10 приступов в месяц»; – в пятом абзаце в первом предложении следует исправить «Продолжительность приступов также различался у обследованных детей и колебался от 5 до 40 секунд» на «Продолжительность приступов также различалась у обследованных детей и варьировала от 5 до 40 секунд»; – в шестом абзаце в первом предложении следует исправить «В развитии респираторно-аффективных приступов определенную роль принадлежит...» на «В развитии респираторно-аффективных приступов определенная роль принадлежит...

»; – в шестом абзаце во втором предложении следует исправить «...был проведен подробный опрос родителей про наличии судорожных проявлений...» на «...был проведен подробный опрос родителей на предмет наличия у них судорожных проявлений...»; – в шестом абзаце в третьем предложении следует исправить «...и оставшихся 14 (28%) случаев не было отмечена наследственная предрасположенность» на «...в оставшихся 14 (28%) случаях наследственной предрасположенности выявлено не было»; – не ясно к чему относится часть фразы «...выражением недовольства, неисполненного желания, гнева, т. е. имеют психогенный характер», которая в представленной статье имеет оформление седьмого абзаца. Вероятно, имеет место технический сбой и пропущена часть предложения. Это необходимо откорректировать; – в восьмом абзаце часть предложения перенесена на другую строку.

Это необходимо исправить. В конце предложения «...аффективно-респираторные припадки, которые характеризовались с нарушением сознания, резкой мышечной гипотонией, кратковременными тоническими и клоническими судорогами и непроизвольным мочеиспусканием» следует исправить на «...аффективно-респираторные припадки, которые протекали с нарушением сознания, резкой мышечной гипотонией, кратковременными тоническими и клоническими судорогами и непроизвольным мочеиспусканием»; – начало одиннадцатого абзаца «Распределение исследуемых детей в зависимости от типа течения приступов было таким образом» лучше было бы представить в варианте «Распределение исследуемых детей в зависимости от типа течения приступов представляется следующим образом»; – начало двенадцатого абзаца «При клинико-неврологической оценке детей...» лучше было бы представить в варианте «При клинико-неврологической оценке состояния детей...»; – в тринадцатом абзаце и в таблице 1 используется термин «черепно-мозговые нервы», однако на современном этапе большинством специалистов согласно современной анатомической терминологии используется термин «черепные нервы»; – в шестнадцатом абзаце в части предложения «...у 5 (10%) детей был выявлен неустойчивость в позе Ромберга...

» следует внести правку «...у 5 (10%) детей была выявлена неустойчивость в позе Ромберга...». Конец этого же предложения «...у 5 (10%) детей нистагм» следует откорректировать таким образом «...у 5 (10%) детей – нистагм»; – в семнадцатом абзаце в предложение «При клинико-неврологической оценки детей с контрольной группы, полученные результаты несколько отличались от таковых показателей с основной группы» следует внести некоторые правки и откорректировать его следующим образом «Результаты, полученные при клинико-неврологической оценке состояния детей контрольной группы несколько отличались от показателей основной группы»; – в первом предложении девятнадцатого абзаца «При оценке рефлекторной сферы у детей с контрольной группы...

» следует внести исправления «При оценке рефлекторной сферы у детей контрольной группы...»; – предложение, позиционируемое как двадцатый абзац «Среди координаторных нарушений у 3 (10%) детей был выявлен неустойчивость в позе Ромберга, у 1 (3,3%) был регистрирован легкий интенционый тремор и у 2 (6,6%) детей нистагм», лучше изложить в редакции «Из координаторных нарушений у 3 (10%) детей была выявлена неустойчивость в позе Ромберга, у 1 (3,3%) ребенка был регистрирован легкий интенционый тремор, у 2 (6,6%) детей – нистагм»; – во втором предложении в двадцать первом абзаце явно лишним является предлог «к» и фразу следует исправить следующим образом «В контрольной группе моторное и психоречевое развитие всех детей полностью соответствовало нормальным показателям»; – конец первого предложения двадцать второго абзаца следует представить в варианте «... соответствовали возрастным нормам»; – второе предложение двадцать второго абзаца необходимо откорректировать следующим образом «У 9 (18%) детей основной и 10 (33,3%) с контрольной группы была выявлена анемия 1степени»; – в третьем и четвертом предложениях двадцать второго абзаца также присутствуют лишние предлоги «с» и ряд других опечаток. Фразу следует представить в варианте «У 27 (54%) детей основной и у 3 (10%) детей контрольной группы была зафиксирована анемия 2 степени.

У 8 (16%) детей основной группы была регистрирована анемия 3 степени. Напротив, в контрольной группе дети с анемией 3 степени отсутствовали»; – предложение позиционируемое как двадцать третий абзац должно быть изложено в следующей редакции «Показатели кальция у 7 (14%) детей основной и у 18 (60%) детей контрольной группы соответствовали данным нормы. Гипокальциемия была зафиксирована у 43 (86%) детей основной и у 13 (43,3%) детей контрольной группы»; – в предложениях двадцать третьего абзаца необходимы следующие коррективы «Электроэнцефалография является основным методом диагностики респираторно-аффективных судорог, также с ее помощью можно дифференцировать эпилептические и неэпилептические пароксизмальные состояния. Всем детям основной группы был проведен рутинная электроэнцефалография.

Результаты ЭЭГ исследования приведены в таблице 2. У 7(14%) детей ЭЭГ признаки соответствовали возрастной норме, у 5(10%) было выявлено признаки ирритации и вовлечения корково-подкорковых структур, у 2 (4%) детей – признаки задержки формирования возрастных ритмических диапазонов, у 6 (12%) – межполушарная асимметрия, у 6 (12%) – эпилептическая активность. У 23 (46%) детей была регистрирована судорожная готовность, из них у 14 (28%) низкий уровень судорожной готовности, у 9 (18%) – высокий уровень судорожной готовности». При этом следует подчеркнуть, что указанные пожелания и замечания не снижают высокой научно-практической значимости представленной статьи и ее общей положительной оценки. На основании изложенного выше, считаю возможным заключить, что статья Шавката Алимжановича Кудратова магистранта Ташкентского педиатрического медицинского института «Клинико-параклиническая характеристика респираторно-аффективных судорог у детей раннего возраста» соответствует профилю электронного журнала «SCI&#61485;ARTICLE. RU» и межет быть рекомендована к опубликованию после внесения соответствующих исправлений. Заведующая кафедрой хирургической стоматологии учреждения образования «Белорусский государственный» медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор И. О. Походенько-Чудакова 04 января 2015 года Комментарии пользователей:

Видео дня:


Комментарии (0) Просмотры: 69
Реклама
Реклама
Реклама